В 2010–2011 гг. объем продаж автонавигаторов в России сравняется с продажами обычных коммуникаторов с функцией навигации GPS и ГЛОНАСС. Такой прогноз «Газете.Ru» дал аналитик J`Son & Partners Василий Коваль. Сейчас, по данным менеджера направления «Автонавигация» сети «Эльдорадо» Мирсамеда Сеидова, на долю автонавигаторов в России приходится лишь 30% рынка устройств с функцией определения местоположения. По данным аналитического агенства Smart Marketing, в первом полугодии в России было продано лишь 85 тыс. автонавигаторов (27,3% от общего объема продаж навигаторов).
Все подобные навигационные устройства основаны на использовании сигнала, поступающего от системы спутников. Точность определения местонахождения объекта при помощи технологии составляет от 1–2 до 150 метров. Среди них выделяются устройства, встраиваемые в автомобиль и встраиваемые в разнообразные потребительские гаджеты — смартфоны, КПК и прочие.
Обычно такие устройства базируются на системе GPS. В России с 1980-х годов велись работы по созданию своей навигационной системы ГЛОНАСС. С 2001 г. была принята ФЦП ГЛОНАСС, по которой запуск полноценно работающей навигации планировался на 2008 г. 25 августа 2008 г. российский премьер Владимир Путин подписал указ о развитии сети, предусматривающий выделение 67 млрд рублей на расширение российской спутниковой группировки.
Действительно, в России коммуникаторы используются водителями куда активнее. «У меня есть GPS в виде комбинации КПК и приемника, поэтому мне не нужен дополнительный автонавигатор», — рассказывает Виктор из Екатеринбурга. «Мой смартфон всегда со мной, а этот дополнительный девайс надо еще где-то закрепить», — вторит ему Станислав из Москвы.
Основные производители навигаторов для водителей – американская фирма Garmin, азиатская Mitac (использует бренд Mio) и южнокорейская Thinkware (в России использующая бренд ComStorm). Garmin, по данным «Эльдорадо», лидирует на российском рынке. На ее долю приходится 29% рынка, а на долю Mitac – 25%. По данным SmartMarketing, Garmin контролирует 25,1% рынка, на долю Mio приходится 23,2%.
При этом автонавигаторы стоят в России дешевле, чем коммуникаторы со встроенным навигатором. Так, салоны «Диксис» предлагают разнообразные приемники по цене от 5,5 до 14 тыс. рублей. В «Евросети» их стоимость составит от 4800 до 10 тыс. рублей. В «Техносиле» можно приобрести навигатор от 5,5 до 40 тыс. рублей.
Коммуникатор же со встроенным приемником обойдется потребителю от 17–18 тыс. рублей.
Вероятной причиной преобладания «неавтомобильных устройств» можно считать большее разнообразие функций у «умного» телефона. «С помощью классического навигатора не болтаешь по телефону и не примешь почту», — поясняет пресс-секретарь «Диксис» Надежда Захарова. «В Россию GPS-устройства пришли тогда, когда они уже встраивались в смартфоны и КПК, поэтому потребителю удобнее покупать один гаджет вместо двух», — отметил аналитик J`Son & Partners Василий Коваль. По мнению пресс-секретаря «Евросети» Натальи Аристовой, эти две группы товаров слабо пересекаются. «Покупающий смартфон клиент не всегда интересуется тем, есть ли функция GPS в его аппарате», — отмечает Аристова.
Однако скоро эта тенденция неизбежно изменится. Аналитики и игроки рынка отмечают бурный рост популярности именно автомобильных устройств. По оценкам Сеидова из «Эльдорадо», в 2008 г. число автонавигаторов в России вырастет в 2–2,5 раза. По словам Захаровой из «Диксис», рынок коммуникаторов тоже будет быстро расти, но медленнее рынка автонавигаторов — в 2008 г. продажи смартфонов вырастут относительно 2007 г. на 50%. Причина увеличения продаж автонавигаторов проста — рост автомобильного парка.
«В ближайшие несколько лет ожидать насыщения рынка не стоит», — оптимистично настроен ведущий аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. По его мнению, пока рост рынка затрагивает только крупные города. «В регионах популярность гаджетов тормозится отсутствием полноценного картографического обеспечения», — считает Савватин. «Появление хороших карт России стало мощным драйвером роста продаж устройств», — отмечает Коваль из J`Son & Partners.
Кроме того, по мнению аналитика iKS-Consulting, следует ожидать и появления дополнительного программного обеспечения для них. «К примеру, уже появляются сервисы, отслеживающие пробки в режиме онлайн», — утверждает Савватин.