Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Пациентам некуда бежать»: почему россияне жалуются на врачей в страховые

Всероссийский союз страховщиков сообщил о резком росте жалоб на медобслуживание

Нынешний год может стать рекордным по числу жалоб россиян на медучреждения в страховые компании. За минувшие полгода пациенты поликлиник, больниц и амбулаторий позвонили на горячие линии ОМС более 3 млн раз: столько же, сколько за три квартала предыдущего 2020-го. Эксперты говорят, что виновата не только пандемия — пациентам зачастую просто не к кому обратиться за защитой своих прав, а страховщикам такая ситуация только выгодна.

Дело не только в COVID-19 — хотя число обращений в связи с коронавирусом и выросло в июне нынешнего года в три раза по сравнению с маем. С января по июнь 2021-го страховщикам более 600 тыс. раз пришлось реагировать на обращения с жалобами на нарушения при оказании медпомощи, ее доступность и качество, сообщили «Газете.Ru» во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Еще более 50 тыс. человек потребовали проведения экспертизы по первичной документации.

Больше всего проблем возникает у пациентов в поликлиниках и амбулаториях (об этом говорится в 87% от всех обращений), 11% жалуются на лечение в больницах, еще 7% — в скорой помощи. В 82,5% случаев речь шла о претензиях о работе звеньев системы здравоохранения, никак с ковидом не связанных.

Три четверти заявлений о нарушениях приходятся на несоблюдение порядка оказания помощи и клинических рекомендаций. В 17% случаев помощи приходилось ждать слишком долго. Были и жалобы на взимание денег за те действия врачей, которые должны покрываться через систему ОМС. В ряде случаев больным отказывали в помощи или преждевременно прекращали лечение. 36% от обратившихся пожаловались на невыдачу направлений на госпитализацию.

«Пандемия оказала сильное негативное влияние на доступность многих видов медпомощи, что сказалось на росте числа жалоб», — говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

На эту же проблему, только под другим углом, указывает и Лариса Попович, руководитель Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ. «Конечно, количество обращений возрастает, потому что медицинскую помощь приходилось перенаправлять на лечение ковида, а потом обратно», — говорит она.

По ее данным, общее количество обращений россиян ко всей сети медучреждений в РФ составило около полутора миллиардов — то есть в среднем по 9 обращений на человека. Количество обращений в страховые компании на этом фоне представляется ей не очень значительным.

«Как показывает статистика, 98% обращений в колл-центры страховых медицинских организаций решается в интересах пациентов сразу. Это гораздо проще, эффективнее и быстрее, чем писать жалобы на имя главврача, в органы исполнительной власти или решать вопрос в судебном порядке», — говорит Дмитрий Кузнецов из Российского союза страховщиков.

«Пациентам бежать было просто некуда: получение медпомощи по любым вопросам, кроме ковида, стало затруднительно, а решать вопросы с ее неоказанием (или некачественными медуслугами) через прокуратуру, Росздравнадзор и, в трагических случаях, Следственный комитет, как это делается обычно, в пандемию было невозможно, — отмечает глава Лиги защиты пациентов Александр Саверский, — люди звонили страховщикам просто от безвыходности».

По его словам, до пандемии большинству пациентов не пришло бы в голову обращаться в страховую компанию за защитой своих интересов — по его мнению, обычно путь пациента с жалобой начинается с главврача и, реже, продолжается в органах регулирования и правового надзора в сфере здравоохранения.

При этом эксперт довольно скептически относится к эффективности такого рода обращений. «Конечно, поменять врача или поликлинику, решить мелкий вопрос через страховую можно, — говорит Саверский, — но мы должны понимать, что это коммерческие, а не правозащитные организации, они зарабатывают деньги. И интерес такой компании в защите прав пациента заканчивается после наложения штрафа на медицинское учреждение за ненадлежащее качество услуг, часть суммы которого страховщик может взять себе.

«У меня были контакты с представителями страховых компаний, которые искренне не понимали, когда я их спрашивал — довели ли они результат своего вмешательства до пациента», — отметил эксперт.

С ним согласна Лариса Попович, указывающая на то, что страховой компании выгодно наложить штраф, а не следить за соблюдением прав пациента на гарантированное фондом ОМС медобслуживание. «Их [страховщиков] нынешнюю информационную активность можно связать только с одним — где-то наверху, возможно, встал вопрос о том, чем они [страховщики по ОМС] вообще занимаются», — резюмировала она.

Новости и материалы
Стало известно, куда россияне поедут в июне
На улицах Еревана стали появляться первые баррикады
Защита арестованного в России американского военного обжаловала меру пресечения
Крымский мост перекрыли во второй раз за утро
Российский холдинг заключил контракты на импортозамещение на 100 млн рублей
Президент Литвы заявил, что голосовал «за стабильность»
В Мариуполе 9 Мая сбили три украинских беспилотника, летевших в людные места
ВСУ применяли отравляющие вещества против гражданских
Первый тур выборов президента Литвы не выявил победителя
Генпрокурор РФ обвинил Канаду в обелении преступлений нацистов
Работу морского транспорта в Севастополе временно приостановили
В S7 освоили ремонт самого популярного иностранного авиационного двигателя
«Мста-С» уничтожила украинский опорный пункт с засевшей в нем пехотой
Опубликованы подробности оформления социальной пенсии
Microsoft разблокировала обновления для российских пользователей
Ивана Урганта исключили из программы концерта памяти Булата Окуджавы
Депутат украинской Рады испугался назначения Белоусова министром обороны России
Спутники Starlink не пострадали от геомагнитной бури
Все новости