Следственный комитет (СКР) продолжает настаивать, что активисты Greenpeace на ледоколе Arctic Sunrise вошли в 500-метровую зону вокруг платформы «Приразломная», в то время как в экологической организации утверждают обратное. За дело взялись специалисты из главного офиса СКР. «Создана следственная группа из следователей и криминалистов центрального аппарата СКР, в задачи которых входит проведение большого объема следственных и процессуальных действий», — говорится в официальном сообщении ведомства.
Следователи вместе с собаками осматривают ледокол и производят выемку подозрительных предметов и улик. При процедуре присутствовал капитан Питер Уилкокс. «Изъята часть оборудования, а также документы на иностранном языке. Эти документы сейчас переводятся, а затем вместе с изъятым оборудованием будут направлены на экспертизу для установления целей, в которых оно могло быть использовано», — сообщает СКР.
В ведомстве настаивают, что предназначение обнаруженного на судне оборудования им неизвестно.
Из сообщения следует, что подозреваемые до сих пор не дали показания следователям об «обстоятельствах и целях, которые они преследовали, нападая на платформу».
В ближайшее время подозреваемым будет предъявлено обвинение, объявили в СКР. При этом обязательно будут присутствовать переводчики и защитники задержанных, подчеркнули в ведомстве.
В воскресенье были отправлены под арест на два месяца на время следствия восемь человек, которым в четверг было решено продлить задержание на 72 часа. Рассмотрение их дел были отложено по разным причинам, в том числе из-за трудностей перевода, а также для сбора справок о состоянии здоровья. Суд не нашел оснований для смягчения меры пресечения. В итоге все 30 человек — 16 членов экипажа ледокола, 13 активистов Greenpeace, а также фотограф-фрилансер Денис Синяков были отправлены в мурманские СИЗО. В Greenpeace пояснили «Газете.Ru», что передали арестантам необходимые вещи, в том числе продукты, зубную пасту и туалетную бумагу.
Экологи указывают на очередное нарушение закона: в воскресенье в 19.00 истекли 72 часа задержания. «У Аны Паулы Масиель (матрос из Бразилии) истек срок содержания под стражей. Адвокат потребовал освободить ее. Прокурор, следователь не возражали. Но судья отказал», — сообщили в Greenpeace.
В ответ Масиель написала ручкой на листе книги «Save The Arctic!» («Спасите Арктику») и показала сидящим в зале фотографам.
«По словам консула, который посещал австралийского активиста Колина Рассела, условия в СИЗО очень плохие, — сообщили в пресс-службе «Greenpeace России». — Рассела держат в изоляторе, в камере без отопления. Доступ к умывальнику строго лимитирован. Ночная температура в Мурманске в это время года ниже нуля. Несмотря на такие условия, активисты не падают духом и передают через адвокатов, что стоически переносят сложившиеся обстоятельства».
Адвокаты, защищающие фотографа Дениса Синякова, в понедельник обжаловали его арест.
«Мы пытаемся всеми способами обратить внимание суда на то, что Денис поехал к платформе как фотограф, — рассказала «Газете.Ru» жена Синякова Алина Жиганова. — Адвокаты не дают никаких прогнозов, но мы делаем все, что в наших силах».
В настоящий момент она ожидает ответа из мурманского управления следственного комитета на запрос о встрече с мужем.
Алина пояснила, что фотограф никак не ожидал последовавшего за акцией у платформы развития событий. «Для него то, что происходило дальше, было полным шоком, это было видно по его реакции на суде. Я смотрела трансляцию из зала суда. После акции он мне писал SMS, но в них не было ничего о самой акции. Не было ничего, что говорило бы о его догадках. Если бы Денис понимал последствия, то я была бы в курсе и была к этому готова», — объясняет Жиганова. Она говорит, что очень благодарна сообществу фотографов и журналистов, которые вступились за коллегу: «Я понимаю, откуда такая реакция: это касается не только лично меня, но всех журналистов. На месте Дениса Синякова мог оказаться любой журналист России».
Активисты Greenpeace провели акцию у нефтяной платформы «Газпрома» «Приразломная» 18 сентября. Сотрудники береговой охраны, стреляя в воздух, не дали им закрепиться на борту платформы. На следующий день ледокол экологов был захвачен пограничниками и отбуксирован в порт Мурманска. Следователи заявили, что экологи нарушили статью 227 УК РФ (пиратство). Наказание по этой статье — от 10 до 15 лет лишения свободы.