Украина не заплатит «Сибири»

Украинский суд отказал авиакомпании «Сибирь» в иске по делу о катастрофе Ту-154 в 2001 году

Украинский суд отказал российской авиакомпании «Сибирь» в иске по делу о катастрофе Ту-154 в 2001 году. Лайнер был, предположительно, сбит во время учений украинскими военными, но официальные власти страны не признают эту версию, хотя и выплатили компенсации семьям погибших россиян и израильтян. Компания «Сибирь» (теперь – S7) обжалует решение суда.

Во вторник хозяйственный суд Киева вынес решение по иску российской авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и госказначейства Украины. Компания, которая в середине 2000-х годов после череды катастроф провела ребрендинг и сменила название на S7, требовала взыскать с украинских властей $15,32 по делу о катастрофе Ту-154 в 2001 году. Напомним, самолет «Сибири», следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск, был, предположительно, сбит ракетой во время учений.

«Мы выиграли это дело. Суд объявил резолютивную часть — в иске отказано полностью», — цитирует РИА «Новости» адвоката минобороны Украины Андрея Козлова.

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел катастрофу в октябре 2001 года. Погибли все 66 пассажиров (51 гражданин Израиля и 15 — России) и 12 членов экипажа. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, выпущенная из зенитно-ракетного комплекса С-200В во время учений, проходивших в Крыму, — украинские военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью. Украина спустя некоторое время выплатила семьям погибших моральную компенсацию в размере $200 тысяч на каждого погибшего.

Первый договор о выплате компенсаций Украина заключила с Израилем в ноябре 2003 года, когда расследование обстоятельств катастрофы продолжалось и окончательные выводы еще не были сделаны. Договор был подписан министром юстиции Израиля Йозефом Лапидом и первым вице-премьером Украины Николаем Азаровым. В декабре 2003 года, через месяц после соглашения с Израилем, Украина подписала аналогичный договор с российским МИДом — российский министр иностранных дел Игорь Иванов и глава МИД Украины Константин Грищенко провели встречу в Москве, на которой и поставили подписи под документом. Компенсации, как и в случае с израильскими гражданами, составили по $200 тысяч за каждого погибшего.

Заключив договоры, Украина подчеркивала, что выплачивает компенсацию до завершения результатов расследования и эти выплаты не означают признания вины. Почти через 10 лет после катастрофы украинские эксперты пришли к выводу: ракета не сбивала Ту-154.

Комиссия по расследованию катастрофы над Черным морем сделала такой вывод в январе 2011 года. К такому заключению пришли эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ). Как следует из заключения КНИИСЭ, во время подрыва боевой части ракеты расстояние до самолета должно было составлять 780 метров. В таком случае в самолет попало бы «до трех поражающих элементов». «Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным», — заявили в КНИИСЭ, при этом не указывая других возможных причин крушения Ту-154.

Отчет МАК, на который опиралась при подаче иска компания «Сибирь», был опубликован в 2004 году. Разбирательство в хозяйственном суде Киева, завершившееся во вторник, продолжалось с тех пор.

В компании S7 (бывшая «Сибирь») все эти годы не делились подробностями судебного процесса, но теперь обещают украинской стороне, что привлекут к жалобе внимание СМИ.

«Безусловно, мы будет обжаловать это решение. Я намерена связаться сейчас со своим клиентом. Мы займем более жесткую публичную позицию. Мы давали эти шесть лет Украине шанс разобраться в этом суде и не выходили с большой критикой на прессу», — заявила во вторник РИА «Новости» адвокат Александра Павленко, представляющая интересы S7 в суде. Более подробно о сути своих кассационных претензий юрист не сообщила: в суде пока прозвучала только резолютивная часть решения, мотивировочную часть приговора стороны получат позже.