Продукты подвергнутся психологической обработке

В Мосгордуме представлен новый проект «Народный контроль»

Thinkstock/Fotobank.ru
В Мосгордуме решили бороться с ростом цен на продукты психологическим воздействием на участников рынка. «Летучие отряды», сформированные из активистов организаций — партнеров программы «Народный контроль», начинают мониторить продуктовые магазины города. Правда, реальных рычагов воздействия на недобросовестный бизнес нет ни у «Единой России», ни у общественников. Зато в Москве уже появились спецрасценки для проверяющих.

В среду в Мосгордуме был представлен новый проект «Единой России» «Народный контроль», который возглавил руководитель предыдущего аналогичного проекта «Сеть правовой защиты потребителей», депутат столичного парламента Александр Семенников.

Как рассказал Семенников журналистам, объективных предпосылок для дефицита продуктов в Москве нет, а главная причина роста цен на основные виды продовольствия — спекулятивные действия недобросовестных участников рынка. «Ситуация далека от трагической и даже драматической, — считает депутат. — В Москве запасено более 400 тонн продовольствия (вдвое больше, чем требуется по существующим нормативам.), благодаря чему город может существовать автономно полтора-два месяца». Причины проблемы Семенников видит в том, что государство ушло от регулирования рынка сбыта и утеряло правовые механизмы контроля за ценообразованием.

Реально влиять на ситуацию может сегодня только Федеральная антимонопольная служба, да и то лишь в том случае, если будут доказаны наличие сговора в отрасли и продажа товаров по завышенным на 30% ценам в течение 30 дней.

Впрочем, считает депутат, сейчас, когда идет «верное повышение цен», ФАС «презюмирует наличие сговора», что благоприятно отражается на общей ситуации. «Даже призывы объяснить, как формируется цена, уже дисциплинируют участников рынка, — заявил депутат. — Ажиотажный спрос на продукты вызван психологическим воздействием на покупателей. И вопрос воздействия на продавцов тоже психологический».

У официальных контролирующих органов возможностей для такого воздействия мало, посетовал депутат: даже с плановой поверкой чиновник может прийти в магазин не чаще, чем раз в три года, что уж говорить о справках о формировании цен. Поэтому психические атаки на торговые точки в рамках программы «Народный контроль» поручат общественным организациям. «В отличие от госорганов общественные организации более свободны и независимы и могут являться в магазин и проверять соблюдение прав потребителей хоть каждый день, — объяснил Семенников. — Они-то и будут мониторить ситуацию и сообщать о фактах необоснованного повышения цен в ФАС и прокуратуру».

«Стратегическим партнером» партийной программы станет недавно образованное Общественное объединение потребителей России.

По словам участвовавшей в пресс-конференции представительницы городского департамента потребительского рынка и услуг Татьяны Пробченковой, департамент по заданию городского правительства ежедневно мониторит ситуацию с целью «определить недобросовестных операторов рынка». Однако в Москве только стационарных торговых точек розничной сети насчитывается около 20 тысяч. А надо еще проследить всю цепь — оптовики, сети, розница.

Поэтому, считает чиновница, «слияние органа исполнительной власти и общественного объединения, тем более под эгидой ЕР, даст позитивные сдвиги».

Председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин сначала заклеймил позором недобросовестных участников рынка, возложив на них ответственность «за ненужную нервозность на рынке». «Ответственность за спекулятивный рост цен и искусственный покупательский спрос полностью лежит на владельцах бизнеса и предпринимателях потребительского рынка — производителях, поставщиках, продавцах, — заявил Корягин. — Для этого нет никаких других причин, кроме желания получить дополнительную прибыль».

По мнению общественного активиста, «стремление к обогащению» недобросовестных участников рынка выглядит «особенно аморально» в тот момент, когда страна еще не оправилась после пожаров, а власти «предпринимают значительные усилия для поддержки пострадавших от засухи регионов». «Негативные последствия алчной ценовой политики бизнеса чувствуют на себе и органы местной власти, отвечающие за обеспечение потребительского спроса населения, что в целом усложняет их работу в этот непростой период», — заявил Корягин.

Впрочем, по его словам, «мы еще не прошли точку невозврата».

Поэтому объединение потребителей призывает всех участников рынка «проявить гуманное отношение к согражданам», а всех неравнодушных граждан приглашает включаться в процесс общественного контроля и принять участие в проекте «Народный контроль». открыты двери Объединения и для добросовестных участников рынка, многие из которых, по словам Корягина, уже выразили желание сотрудничать. С теми же, кто будет упорствовать в своем желании нажиться на народе, будут разбираться в судах. По словам Корягина, подготовлено уже несколько исков, первый из которых получит торговая сеть «Копейка».

Граждане должны всецело довериться властям, не поддаваться панике и не лить воду на мельницу узурпаторов цен, считают авторы проекта. «Мы страдаем и от того, что потребители паникуют, — убежден Корягин. — На поддержку сельхозпроизводителей выделены гигантские средства. Никто голодать не будет».

Деятельность «Народного контроля» не ограничится остановкой роста цен, рассказал Корягин. По его словам, активистов проекта интересует «комплексное решение проблемы» защиты прав потребителей. В том числе будет инициироваться изменения законодательства, с тем чтобы вернуть местным властям полномочия по регулированию продовольственного рынка.

Что до тактики борьбы с сегодняшним завышением цен, то «в основном она будет информационно-мониторинговая».

Как объяснил Корягин, «летучие группы» из 3—7 человек, куда войдут представители партнеров проекта («Молодая гвардия ЕР», объединения российских пенсионеров, само объединение потребителей), будут ходить по магазинам, мониторить цены, изучать жалобные книги и фиксировать выявленные нарушения на специальных листах. Вся информация будет стекаться в штаб, который, в свою очередь, будет передавать ее в ФАС и органы власти, на которые «возложены функции реагирования». Координировать работу на местах будут региональные и федеральные комиссии.

Кроме того, как отмечали участники пресс-конференции, силами только одних общественных организаций всю торговлю не охватишь.

Поэтому первичная информация должна исходить от граждан, которым предлагается звонить в штаб программы и приглашать к себе такие «летучие группы».

На вопрос журналистов, не будут ли общественные контролеры «кошмарить» бизнес по примеру своих официальных коллег, Корягин ответил, что он «категорически против покусывания бизнеса». Хотя, обмолвился он, в Москве уже существует «ценник» для приходящих с проверками «лжеобщественных организаций». Такие визитеры, по его данным, согласны закрыть глаза на обнаруженные нарушения всего за 3—5 тыс. рублей, в то время как «договориться» с правоохранительными органами стоит 10 тыс. рублей.

По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, регулировать цены на продукты питания следует «цивилизованными рыночными мерами».

Например, снизить цены на крупу могло бы создание зерновой биржи. По его словам, на бирже продавцы зерна вынуждены будут конкурировать друг с другом и тем самым снижать цены. А чтобы предотвратить спекуляции, информация о торгах должна быть доступна любому потребителю в интернете. «В своих программах «Яблоко» давно выступает за создание бирж, — добавил Митрохин. — Сегодня с этой инициативой к премьер-министру страны обратилась и Федеральная антимонопольная служба».