Крымские ученые «вычислили» воров рыбьего корма

Сотрудники Института морских биологических исследований имени А. О. Ковалевского РАН обнаружили в экстремально соленых озерах Крыма хищников, снижающих численность артемий – животных, цисты (покоящиеся яйца) которых широко используют для кормления личинок рыб и креветок. Это поможет оптимизировать разведение в прудах артемий в промышленных целях. Работа проходила в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом (РНФ), а ее результаты опубликованы в журнале International Review of Hydrobiology.

«Мы провели экспериментальные и полевые исследования, которые показали, что в гиперсоленых водоемах есть хищные беспозвоночные животные. Это факультативные, то есть не привязанные к определенному образу жизни, хищники. Они могут подавлять развитие популяций коммерчески ценных артемий», – рассказала одна из авторов статьи Елена Ануфриева, руководитель проекта, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела физиологии животных и биохимии Института морских биологических исследований имени А. О. Ковалевского РАН.

Авторы изучают живые организмы, которые обитают в экстремальных условиях — гиперсоленых водоемах, и способы их адаптации к такой среде. Они установили экономическую важность артемий – планктона, который обитает в гиперсоленых водоемах. Взрослые особи и их покоящиеся яйца (цисты) служат лучшим кормом для личинок рыб и креветок. В России выращивание артемий можно наладить в Крыму, где много гиперсоленых водоемов, но есть несколько факторов, которые ограничивают существование устойчивых по численности популяций.

Ученые выяснили, что артемии не всегда встречаются в водоемах при солености 30–120 грамм на литр, и их целью было понять, почему в одних местах этот организм существует, а в других с такой же соленостью – нет. Исследователи предположили, что есть хищники, которые могут охотиться на артемий, но известных хищных беспозвоночных в гиперсоленых водоемах Крыма никогда не находили. Так и оказалось. Найденные хищники не привязаны к определенному образу жизни, они могут подавлять развитие популяций коммерчески ценных артемий.

Затем авторы продолжили исследования, чтобы выяснить, какие животные и при каких соленостях могут останавливать развитие популяций артемий. Для этого ученые организовали долговременные наблюдения в двух водоемах: на озерах Херсонесское у Севастополя и Мойнаки в Евпатории. Ученые отслеживали, как изменялась численность разных видов организмов и проводили лабораторные эксперименты с полученными из водоемов животными. Поиск зависимостей в полученных данных (корреляционный анализ) показал, что креветки-мидии (остракоды) Eucypris mareotica и разноногие раки (амфиподы) Gammarus aequicauda, которые не считаются хищниками, могут угнетать развитие артемий. Чтобы окончательно это подтвердить, ученые сделали анализ содержимого кишечников этих животных.

«Оказалось, что эти виды остракод и амфипод – факультативные хищники, которые интенсивно поедают артемий на разных стадиях их развития. При этом амфипода потребляет все возрастные стадии артемий, а остракода – только самые ранние», – добавила Елена Ануфриева.

Авторы отмечают, что им еще предстоит узнать о взаимодействии факторов солености и хищничества и о том, как они определяют существование самоподдерживающихся популяций артемий. Кроме того, ученые хотят определить, при какой численности остракод и амфипод артемии все еще могут нормально развиваться, а также что именно влияет на количество хищников.

Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах