Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает, что столкновения демонстрантов с полицией во время «Марша миллионов» 6 мая нельзя квалифицировать как массовые беспорядки. Об этом говорится в официальном заявлении на сайте омбудсмена.
«Как бы ни относились мы к событиям, развернувшимся 6 мая 2012 года на Болотной площади, мой долг состоит в том, чтобы засвидетельствовать: они не были массовыми беспорядками. Просто потому, что при отсутствии исчерпывающе перечисленных в законе признаков массовых беспорядков нет и самих беспорядков», — сказано в заявлении главного омбудсмена страны.
Лукин также критикует действия следователей СКР, осуществляющих расследование уголовного дела.
«Хотелось бы также понять, какими нормами закона руководствовался официальный представитель Следственного комитета России, публично предлагая всем, кто узнал себя на кадрах с Болотной площади, явиться с повинной. Насколько известно, уголовный закон в России предполагает исследование вины конкретного человека за конкретное деяние в конкретной ситуации. Все прочее явно выходит за рамки закона», — утверждает омбудсмен.
Лукин напомнил ситуацию с задержаниями российских граждан во время акции белорусской оппозиции в Минске, участники которой были обвинены в массовых беспорядках. По мнению омбудсмена, тогда участие упомянутых российских граждан в подобных действиях доказано не было, «это его убеждение вполне разделяли и представители других государственных органов России».
Однако в Белоруссии обвиняемые были признаны виновными всего лишь за нахождение среди митингующих, кто-то из которых, так и не установленный следствием, совершал противоправные действия. По мнению Лукина, уголовному наказанию были подвергнуты невиновные.
«Тем досаднее, что нечто похожее как будто совершается сегодня в России, в ходе расследования действий участников и организаторов митинга на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года», — подчеркивается в заявлении.
Лукин отмечает, что обвинение в «Участии в массовых беспорядках» предполагает сам факт массовых беспорядков. Согласно Уголовному кодексу, 6 мая на Болотной площади должны были быть зафиксированы случаи насилия в отношении гражданских лиц, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и вооруженного сопротивления представителям власти.
В заявлении подчеркивается, что присутствовавший на месте Лукин и его представители «ни одно из перечисленных выше действий не установили».