Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

`

Ядерный саммит разочарования

В США подводят итоги ядерного саммита Обамы без России

Игорь Крючков 01.04.2016, 16:40
Kevin Lamarque/Reuters

В США завершается саммит по ядерной безопасности, первый после начала войны в Донбассе. Уже тот факт, что Россия, вторая страна мира по количеству атомного арсенала, на мероприятие не явилась, говорит о том, что украинский кризис не приблизил создание мира без ядерного оружия. Более того, от преодоления этого конфликта напрямую зависит, когда США и РФ возобновят переговоры о новом сокращении атомных боеголовок и ракет.

«Из всех угроз для сегодняшнего мира самая опасная — это распространение и возможность применения ядерного оружия. Поэтому семь лет назад в Праге я выбрал для США курс на остановку распространения ядерных вооружений и создание мира без этого оружия, — пишет президент США Барак Обама в своей статье, опубликованной в The Washington Post перед открытием американского саммита. — Этот взгляд основан на политике, которой придерживались американские президенты до меня, демократы и республиканцы, включая Рональда Рейгана, который сказал: «Мы стремимся к тому, чтобы в один прекрасный день ядерное оружие полностью исчезло с лица Земли».

Нынешний саммит по ядерной безопасности, скорее всего, будет последним. Дело в том, что идея создания этого форума, проходящего каждые два года, принадлежит Обаме. Президенту США осталось 10 месяцев до ухода с поста, и тот, кто сменит его в Белом доме, вряд ли сохранит нынешний формат ядерного саммита.

Саммит во многом разочарование для Обамы. Программная речь в Праге о необходимости ускорения ядерного разоружения, с которой американский лидер выступил в апреле 2009 года и на которой было объявлено о создании этого форума, вызвала такие ожидания международной общественности, что уже в октябре того же года Обаме выдали Нобелевскую премию мира. Комитет премии особенно отметил заслуги политика в деле ядерного разоружения.

Однако к последнему саммиту состояние дипломатического процесса вокруг ядерного разоружения оставляет желать много лучшего. На мероприятие не приехала делегация России, страны, которая вместе с США обладает 90% всех ядерных вооружений мира. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объяснил это решение «определенным дефицитом взаимодействия» между Россией и США. Этот демарш практически лишил саммит почвы для реальных переговоров.

Пустота после Обамы

Россия и власти самопровозглашенной Республики Крым подписали договор о вхождении полуострова в состав РФ 18 марта 2014 года. Менее чем через неделю, 26 марта, начался саммит по ядерной безопасности в Нидерландах, где мировые лидеры были, очевидно, в растерянности от такого поворота событий. Обсуждение украинского кризиса страны «большой семерки» провели, но пришли только к выводу, что за действиями России нужно внимательно следить.

На саммите в Нидерландах влияние событий на Украине на мировую ядерную безопасность не обсуждали. Тогда не начались боевые действия на Донбассе и никто не мог предполагать, что климат взаимоотношений между Россией и Западом может похолодеть настолько сильно.

На нынешнем, следующем саммите по ядерной безопасности мировое сообщество может наконец отрефлексировать, насколько повлиял конфликт внутри и вокруг Украины на готовность мира избавляться от атомного оружия.

«Влияние украинского кризиса ощущается во всех звеньях международной обстановки, так что обострение чувствуется и в ядерной сфере, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок и заместитель председателя ассоциации «Россия — США». — Однако сейчас ситуация все-таки не настолько плачевна, как была еще полгода назад». Эксперт отмечает, что Вашингтон и Москва за последние пару месяцев сблизили свои позиции по Украине и Сирии, это было очевидно в ходе московских переговоров между госсекретарем США Джоном Керри, российским лидером Владимиром Путиным и главой МИД РФ Сергеем Лавровым 24 марта.

Между тем, по мнению Ознобищева, это восстановление отношений происходит довольно судорожно.

«Москва и Вашингтон как будто спохватились и поняли, что почва для сотрудничества есть, но времени осталось совсем мало. После ухода Обамы из Белого дома все сильно изменится»,

— считает собеседник «Газеты.Ru».

Накануне начала ядерного саммита руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов заявлял «Газете.Ru», что, если бы Россия принимала решение об участии в мероприятии в нынешней ситуации, она бы послала свою делегацию в США. Однако Кремль уже объявил о бойкоте саммита в ноябре и не хочет менять свое решение, не желая поступаться принципами, считает эксперт.
Вне зависимости от последних изменений процесс ядерного разоружения между Россией и США на данный момент парализован. «Сейчас у нас мало вспоминают, что перезагрузка отношений Москвы и Вашингтона, объявленная в 2009 году, привела к серьезным результатам в ядерной сфере, — рассказывает Павел Золотарев, замглавы Института США и Канады и бывший замруководителя аппарата Совета обороны РФ. — США и Россия смогли подписать договор об СНВ-III, который будет действовать до 2020 года. А о том, что придет ему на смену, стороны пока не могут договориться».

По словам эксперта, главная проблема — это различие подходов. «США хотят договариваться о сокращении тактического ядерного оружия и в двустороннем формате. Россия не готова говорить о тактических вооружениях и требует подключить к переговорному процессу других членов «ядерного клуба», — заметил Золотарев.

Остальные страны с активной военной ядерной программой — Китай, Великобритания, Франция, Индия, Пакистан — отказываются обсуждать сокращение их арсеналов до тех пор, пока у России и США не окажется сопоставимое с имеющимися у них число ядерных боеголовок, то есть несколько сотен. Кроме того, КНДР не хочет идти на переговоры о сокращении ее атомного арсенала в принципе, а Израиль до сих пор официально не признает наличие у него военной ядерной программы, несмотря на многочисленные утверждения СМИ, что атомные бомбы есть и у него.

Скрестить арсеналы

Россия объявила о модернизации своего ядерного арсенала в 2011 году. Речь шла о разработке новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) пятого поколения «Рубеж» и «Сармат», МБР железнодорожного базирования «Баргузин», улучшении стратегической авиации, а также о закупке восьми подводных крейсеров «Борей» с межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава». Тогда сообщалось о том, что все это будет стоить стране 2 трлн руб. (около $30 млрд).

В прошлом году министр обороны России Сергей Шойгу объявил, что планы модернизации ядерного арсенала выполнены на 55%. Финал процесса в структуре РВСН ожидается к 2021 году.

В марте Пентагон обнародовал бюджет на 2017 год, на улучшение ядерного арсенала в нем отведено $16 млрд — половина суммы, заявленной на всю многолетнюю российскую программу модернизации. Главные направления: разработка новой ядерной бомбы B61-12, новой крылатой ракеты в ядерном оснащении, а также создание системы стратегического сдерживания, которые заменят МБР Minuteman III. Самые дорогостоящие проекты — это разработка стратегических бомбардировщиков нового поколения B-52 и B-2, замена ракетных атомных подлодок Ohio на более современные аналоги и безопасность хранения уже существующих ракет и боеголовок.

Действующий ныне договор СНВ-III ведет подсчет боеголовок и средств доставки (ракет), подлежащих сокращению. По этим данным, число средств доставки у России и США составляет 526 и 762 единиц соответственно. Боеголовок — 1648 и 1538 единиц соответственно. Тактическое ядерное оружие под действие СНВ-III не подпадает.

«Украинский кризис не повлиял на планы модернизации США и России. То, что страны обновляют атомные арсеналы, — это естественный процесс. В России модернизация уже вовсю идет. США только сейчас подходят к моменту, когда пора обновляться», — считает Павел Золотарев.

Эксперт не видит проблем в разработке нового оружия со стороны США или России. «Модернизация арсеналов предполагает обновление ракет. А все новое должно быть лучше», — считает он.

По мнению Сергея Ознобищева, ключевая проблема, которую создал украинский кризис для процесса ядерного разоружения, заключается не в обновлении арсеналов, а в алармистской атмосфере. «После перехода Крыма к России у американских «ястребов» появился железный повод ссылаться на непредсказуемость РФ и благодаря этим аргументам продвигать новые элементы ядерной модернизации, — считает эксперт. — А новая гонка вооружений в такой дорогостоящей сфере, как ядерный арсенал, может во многих смыслах слишком дорого обойтись Кремлю».

Клинтон не забудет

Разговоры о модернизации на фоне украинского кризиса, действительно, вызывают гораздо более острую реакцию военных, чем раньше. В прошлом году российские власти не раз утверждали, что в ответ на активное наращивание войск НАТО у границ РФ могут развернуть на постоянной основе оперативно-тактические комплексы «Искандер-М» в Калининграде.

Минобороны США и представители НАТО, в свою очередь, регулярно говорят о необходимости усиления своих военных группировок в Прибалтике и Восточной Европе. В планах Пентагона — перебросить сюда до весны 2017 года 250 танков и более 4 тыс. военнослужащих. В каждую из балтийских стран Североатлантический альянс намерен направить не менее 1 тыс. военнослужащих.

Прошлой осенью стало известно о планах США разместить в Германии 20 модернизированных ядерных бомб B61-12.

Для того чтобы отношения России и США вышли из состояния, напоминающего годы «холодной войны», нужны политическая воля и запрос на конструктивность, считает Сергей Ознобищев. «Сейчас этот запрос появился. Но у Москвы и Вашингтона мало времени, — считает эксперт. — Если на место Обамы придет нынешний фаворит предвыборной гонки, демократка Хиллари Клинтон, она не будет готова к мягкому подходу в отношении Москвы. Она ничего не забыла».

Клинтон была госсекретарем США в самый эмоциональный период отношений между Москвой и Вашингтоном. Ее личной идеей было пригласить в Москву в качестве посла США автора перезагрузки Майкла Макфола. Дипломат приехал в Москву зимой 2011 года, в разгар антиправительственных протестов в России, и столкнулся с невиданным доселе давлением со стороны российских властей и лояльных им общественных организаций. Государственные телеканалы назвали Макфола режиссером «оранжевой революции» и спонсором российской оппозиции. В 2014 году, за месяц до начала кризиса на Украине, Макфол подал в отставку.

В комментариях СМИ он нехотя, но признал, что перезагрузка с Россией, которую объявила Клинтон пять лет назад, к успеху не привела, кроме, пожалуй, договора об СНВ-III.