О том, что на субботнем заседании федерального политсовета (ФПС) партию РПР-ПАРНАС может покинуть один из сопредседателей, «Газета.Ru» писала еще в пятницу. Как и ожидалось, причиной выхода Владимира Рыжкова из партии стало вынесение Михаилом Касьяновым и Борисом Немцовым на обсуждение коллег вопроса о смещении Рыжкова с поста ответственного секретаря ФПС.
Шансов сохранить одну из ключевых партийных должностей (ответсек ФПС, согласно уставу, «без доверенности представляет партию» во взаимоотношениях с органами госвласти, местного самоуправления, другими партиями и общественными объединениями, а также обладает правом подписи партийных документов) у Рыжкова не было. Немцов и Касьянов контролируют в политсовете две трети голосов.
Как рассказали на брифинге два оставшихся сопредседателя,
Рыжков пришел на заседание с уже написанным заявлением и, увидев злополучный пункт в повестке дня, немедленно заявил о своем уходе. После чего покинул офис партии вместе с десятью членами ФПС.
Рыжков знал
Демарш логически завершил череду внутрипартийных конфликтов, последним из которых стала регистрация в Минюсте оргкомитета по созданию партии «Республиканцы России».
«Мы узнали в конце января — десять членов нашей партии, из них четверо членов ФПС, оказывается, еще в конце декабря создали оргкомитет по созданию другой партии, — сообщил Касьянов. — Наши соратники, коллеги, которые это сделали, не только собрали оргкомитет, но и подготовили весь комплект документов, и Минюст зарегистрировал их заявку. Нас никто не предупреждал: ни Рыжков, а официальный адрес оргкомитета — офис Рыжкова, ни другие члены политсовета, хотя мы встречались с ними. Но они об этом умалчивали».
О том, что вопрос о смещении его с должности ответственного секретаря может быть поставлен в субботу, Рыжков знал.
Как рассказал «Газете.Ru» теперь уже бывший сопредседатель РПР-ПАРНАС, в преддверии заседания политсовета события развивались так. За несколько дней до мероприятия Касьянов и Немцов потребовали, чтобы соратники Рыжкова, зарегистрировавшие оргкомитет по созданию новой партии «Республиканцы России», заявку отозвали.
«Я с трудом убедил своих товарищей прекратить работу оргкомитета — они считали, что, если мы это сделаем, нас все равно каким-то образом обманут, — утверждает Рыжков. — Действительно, на следующий день после того, как работа оргкомитета была прекращена, в мой адрес прозвучало новое требование (от двух других сопредседателей. — «Газета.Ru»): сложить с себя полномочия ответственного секретаря. Я отказался. Ничего плохого партии я не сделал, а требование расценил как попытку захватить власть в РПР-ПАРНАС».
Подозревая, что Касьянов и Немцов от своего замысла не откажутся, Рыжков, по его словам, утром, перед заседанием политсовета, на всякий случай написал заявление о выходе из партии. Точно такое же заявление написал и другой член ФПС, экономист Сергей Алексашенко,
работающий сейчас в Джорджтаунском университете (США) и приславший Рыжкову текст заявления по почте. «Алексашенко сообщил мне, что также отправил личные письма Немцову и Касьянову, написав, что если они начинают силовое давление (на Рыжкова и его соратников, — «Газета.Ru»), то он не видит смысла оставаться в РПР-ПАРНАС», — говорит Рыжков.
Как показали дальнейшие события, политики «подстраховались» не зря. Помимо заявления о переизбрании Рыжкова с поста ответственного секретаря, «на суд» политсовета было вынесено и второе заявление: «О республиканцах». Оно касалось девяти членов республиканского крыла РПР-ПАРНАС (именно на базе Республиканской партии, отказ в регистрации которой в свое время признал незаконным ЕСПЧ, и был создан РПР-ПАРНАС), в декабре прошлого года опубликовавших открытое письмо о кризисе в партии. Письмо было призвано защитить Рыжкова от критики более радикального крыла РПР-ПАРНАС.
«Заседание политсовета началось так. Мы приходим, садимся, перед каждым лежит папка с документами, вынесенными на обсуждение. Этих двух документов там нет.
Тут проходит девочка (секретарь. — «Газета.Ru») и раздает всем заявления «О республиканцах» и моем смещении с поста ответственного секретаря. Последнее заявление подписано двумя сопредседателями. Красавцы, ничего не скажешь! — негодует Рыжков. — После этого я выступил, сказав, что происходящее является нарушением главного принципа, на котором в свое время строилась партия, — принципа консенсуса, согласно которому любое решение принимается только в том случае, если все три сопредседателя выступают «за». Потом положил на стол свое заявление о выходе и заявление Алексашенко. Вслед за мной о выходе из партии объявила Валентина Мельникова (председатель Комитета солдатских матерей. — «Газета.Ru») и также покинула зал».
В общей сложности, утверждает Рыжков, вместе с ним из РПР-ПАРНАС вышли 15 членов политсовета.
«Не ожидал, что произойдет такой вероломный захват»
Новым ответственным секретарем партии был избран член политсовета Константин Мерзликин.
Как утверждают оставшиеся сопредседатели, в результате «многодневных многочасовых» консультаций консенсус все-таки был найден. В том числе и по вопросу ротации ответственного секретаря.
«Ответсек — ни о чем, — убежден Немцов. — До тех пор, пока не возникает конфликт и угроза развала. И тогда ответсек — обладатель ядерной кнопки по уничтожению партии.
Мы с Михаилом Михайловичем (Касьяновым) совсем не сегодня, а три дня назад Владимиру Александровичу сказали, что все сопредседатели должны быть в равных условиях, но ядерной кнопки ни у кого быть не должно. Давай сосредоточимся на нашей программе. Давай реализовывать наш план, реализовывать резолюции Сахарова и Болотной. Оказалось, что такой малозначимый вопрос привел к сегодняшнему демаршу. Это плохо. Выигравших нет. И Рыжков, и Немцов, и Касьянов проиграли. А также политсовет и все демократическое движение».
«Произошло воровство партии, которая предоставила им (Немцову с Касьяновым. — «Газета.Ru») кров! — в свою очередь негодует Рыжков.
— Я в свое время фактически отдал им контроль над руководящими органами и, конечно, не ожидал, что произойдет такой вероломный захват».
Договоренность принимать ключевые решения консенсусом всех трех сопредседателей, по словам Рыжкова, начала нарушаться с лета, когда бюро политсовета обсуждало вопрос, выдвигать или не выдвигать Алексея Навального кандидатом в мэры Москвы от РПР-ПАРНАС. Немцов и Касьянов были за, сам Рыжков — против. В результате, утверждает экс-сопредседатель партии, вопрос был поставлен на голосование бюро, и предложение было принято большинством голосов. «Они стали действовать не по договоренности — она не была никак оформлена, мы чисто по-мужски договорились, что будем решать вопросы консенсусом, — а по уставу. Именно тогда и произошел разлом».
Рыжков выделяет еще несколько этапов внутрипартийного раскола, в результате окончившегося официальным разводом: «публичная травля» со стороны члена бюро политсовета Ильи Яшина,
в жестких оценках раскритиковавшего «поход» теперь уже бывшего сопредседателя партии на встречу Владимира Путина с непарламентскими партиями, «рейдерский захват» санкт-петербургского отделения РПР-ПАРНАС и, собственно, субботнее заседание политсовета, которое Немцов и Касьянов «хотели превратить в обсуждение личного дела» Рыжкова.
Тем не менее оставшиеся сопредседатели заверили журналистов, что все претензии, которые были у бывшего соратника к партии, могли быть урегулированы. В первую очередь — так называемая «проблема Яшина».
«Если бы Рыжков не ушел, «проблема Яшина» была бы решена, — сообщил Борис Немцов. — И Рыжков отлично об этом знал. И он был бы доволен, как бы эта проблема была решена».
Чуть позже Немцов пояснил, что на политсовете был принят документ, запрещающий любые публичные оскорбительные или унижающие высказывания партийцев в адрес членов ФПС.
Источники «Газеты.Ru» в партии уточнили, что, если бы не было демарша Рыжкова, Яшин покинул бы политсовет.
Претензию, озвучиваемую Рыжковым, по поводу взаимодействия РПР-ПАРНАС и «Народного альянса» (в субботу стало известно, что он переименован в «Партию прогресса». — «Газета.Ru») Алексея Навального Борис Немцов также искренне не понимает.
«У нас с «Народным альянсом» есть соглашение о совместном участии в выборах в МГД (Московскую городскую думу в 2014 году. — «Газета.Ru»). Не заключено глобальное политическое соглашение, но над ним работает Касьянов, и точка в нем не поставлена. Все эти договоренности действуют, и все они одобрены Рыжковым. Текст о глобальной коалиции с «Народным альянсом» Рыжков также одобрил. Навальный — не член нашей партии. Мы для того и пытаемся с ним заключить соглашение, чтобы наши базовые партийные принципы не были нарушены. Но подчеркиваю: проект соглашения акцептован Рыжковым».
«Цивилизованный развод»
Напомним, что в последнее время политические разногласия Рыжкова с Немцовым и Касьяновым стали носить все более явный характер. Так, в интервью «Газете.Ru» он заявил, что оппозиции нужно отказаться от радикальной повестки дня и принимать участие в региональных выборах. «Предлагать не стратегию Майдана, а стратегию победы на выборах. А если мы принимаем стратегию победы на выборах, то и повестка должна быть не протестной, а альтернативной», — отметил он. Немцов же в субботу заявил, что политсовет должен принять стратегию партии, которая предусматривает проведение протестных митингов в Москве, смену власти, политическую реформу. При этом, по его словам, РПР-ПАРНАС не отказывается от диалога с властью «по принципиальным вопросам», в частности по политической реформе. «Но партия не может пойти на сделки и сговоры, это написано в стратегии партии», — заключил он.
При этом Немцов считает, что уход одного из сопредседателей можно охарактеризовать как «цивилизованный развод».
«Мы сохранили с Владимиром Александровичем нормальные отношения, — заверил он журналистов. — Реально не думаю, что конфликт будет развиваться и разгораться».
Но в том, что развод будет цивилизованным, сам Рыжков сомневается.
«Не исключаю, что в ближайшие дни начнется расправа над неугодными (соратниками Рыжкова. — «Газета.Ru») в регионах. Во всяком случае, я уже знаю, что начался обзвон региональных отделений, которым ставятся ультиматумы: или они остаются с Немцовым и Касьяновым, или людей исключают из РПР-ПАРНАС».
Будет ли Рыжков создавать свою партию, политик, по его собственным словам, «не знает». «Я устал и нахожусь в полном шоке», — заявил он «Газете.Ru».
Если политик решит все же создавать новую партию, то ей потребуются региональные отделения в не менее чем половине субъектов Федерации. И если Рыжкову удалось бы перетянуть к себе лояльные ячейки «своей бывшей», то РПР-ПАРНАС мог бы лишиться статуса партии. Впрочем, на этот случай у федерального политсовета есть инструмент, прописанный в уставе.
Он называется «перерегистрация региональных отделений». В период перерегистрации отделения не имеют права заявлять о самороспуске, полномочия руководителей ячеек приостанавливаются, а федеральное руководство РПР-ПАРНАС за это время сможет их поменять на тех, кто о самороспуске не объявит.