Проверке на конституционность будет подвергнут ряд законов, как федеральных, так и региональных. В сообщении Конституционного суда перечислены следующие правовые нормы: п. 32 ст. 38 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; подпункт «к» п. 2 ст. 21 федерального закона «О политических партиях»; ст. 259 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ; п. 3 статьи 30 закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного собрания Краснодарского края». Все эти пункты, подпункты и статьи в совокупности позволяют партиям и избирательным объединениям редактировать свои списки кандидатов на любые выборные должности.
Послужившая толчком к делу история произошла с депутатом третьего созыва законодательного собрания Краснодарского края Владимиром Измайловым, который в 2007 году баллотировался в четвертый созыв регионального парламента по списку «Справедливой России». Менее чем за месяц до выборов бюро совета регионального отделения партии исключило его из зарегистрированного списка.
Считается, что причиной стал конфликт из-за лидерства в отделении партии между Владимиром Измайловым и депутатом Госдумы Иваном Харченко.
В заявлении Измайлова говорится, что причины, которые побудили членов партийного бюро исключить его из списка, «являются внутрипартийным делом», а потому не могут быть исследованы избирательной комиссией или судом.
Решение товарищей показалось Измайлову настолько неправомерным, что за два года он прошел все судебные инстанции – от Краснодарского краевого суда до Верховного суда, однако удовлетворения своих претензий не нашел.
По мнению Измайлова, нынешнее положение вещей нарушает избирательные права граждан и тем самым противоречит Конституции. Больше всего его возмущает то, что по существующим нормам решение об исключении из списка может быть абсолютно немотивированным. Любого самого образцового и законопослушного кандидата можно выкинуть из списка, если за это решение проголосуют члены партийного органа власти. Кроме того, Измайлов указывает на то, что кандидатом в депутаты его выдвинула конференция регионального отделения партии, а решение об исключении из списка принимали семеро членов партийного бюро.
Измайлов уверен, что, в соответствии с п. 31 ст. 38 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение об его исключении мог принять только съезд партии. Кроме этого, он возмущен тем, что его право на судебную защиту ограничено, так как ст. 259 ГПК не предполагает возможность оспорить по существу в суде решение избирательного объединения или партии об исключении его из списка кандидатов в депутаты.
Суд может частично согласиться с доводами жалобщика, говорит источник в аппарате КС. «Есть неопределенность в нормах, которая позволяет ставить вопрос о признании их неконституционными или, по крайней мере, об их конституционном истолковании», — говорится в материалах к пленарному заседанию.
С определенного момента, например, момента регистрации списка и его обнародования — этот список «как бы отчуждается», поясняет собеседник. Должна быть точка невозврата для партии и ее решений в отношении списка, иначе игнорируется право личности быть избранной, говорит собеседник.
Наиболее вероятно, в постановлении КС будет дано конституционное толкование норм, но в целом они будут признаны конституционными, предполагает источник.
Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев считает, что КС не удовлетворит иск Измайлова. «Проблема такая есть, но нужно найти объективное решение», — говорит собеседник «Газеты.Ru». С одной стороны, должно быть защищено право гражданина на участие в выборах, с другой — политическая партия должна иметь возможность защищаться от нечистоплотных кандидатов, отмечает Соловьев. «Партия несет ответственность перед избирателями за своих представителей», — напомнил коммунист. Скорректировать следует нормы закона «О гарантиях избирательных прав граждан», считает собеседник «Газеты.Ru».
Истории, когда руководство партии исключает кандидата из списка в ходе кампании, не редкость. Наиболее скандальными стали лишение статуса кандидата третьего номера в списке «Справедливой России» писателя Сергея Шаргунова на выборах в Госдуму 2007 года и исключение из списка кандидатов «Единой России» в 2003 году крупного акционера ЮКОСа Владимира Дубова.
Негласно считается, что в обоих случаях кандидатов сняли под давлением администрации президента. Так, Шаргунов в свое время нелицеприятно отозвался о Владимире Путине, назвав его «политическим карликом», а исключение Дубова случилось через несколько дней после ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. «Партии также могут выбрасывать кандидатов, чьими спонсорскими деньгами они попользовались в ходе кампании», — рассуждает источник в КС.
Судьей-докладчиком по делу выступит Сергей Казанцев. Решение пленума ожидается в течение двух месяцев.
Один раз Конституционный суд уже правил избирательное законодательство. В 2003 году судьи признали неконституционным подпункт «ж» пункта 2 статьи 48 закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», который оспорили группа журналистов и представителей партии СПС. Речь тогда шла о правилах агитации. Суд пришел к выводу, что эта норма давала чрезмерно широкую трактовку понятия «предвыборной агитации», относя к ней практически любые действия, «имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них...». КС объявил, что подпункт нарушает гарантированную Конституцией свободу слова, и отменил его действие.