Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Это было революционное время»

Борис Ельцин в воспоминаниях соратников

Исполнился год со дня смерти первого президента России Бориса Ельцина. Его соратники рассуждают о модном у нынешних политиков термине «темные 90-е».

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, (во времена Бориса Ельцина занимал пост министра экономики):

— С моей точки зрения, это была эпоха, где было много тяжелых испытаний, грязи, очень много чего. Но главное, что во времена ельцинской эпохи были основаны два института — институт рыночной экономики и частной собственности. И пусть становление этих институтов далось с большим трудом и высокой ценой, но за счет них сегодня страна поднимается в своем развитии, приходит в движение бизнес.

Главным минусом было то, что не удалось одновременно построить демократию. Так вышло, что в начале 90-х пришлось выбирать: проводить реформы или строить демократию. Но невозможно строить демократию, проводя реформы, это мы даже сегодня видим, как тяжело идут реформы при ограниченной демократии.

Сергей Шахрай, руководитель аппарата Счетной палаты (тогда один из авторов Конституции 1993 года, представитель Бориса Ельцина в Конституционном суде):

— Один из безусловных плюсов ельцинской эпохи - принятие Конституции новой России. Хотя к осознанию необходимости разработки и принятия новой Конституции Ельцин пришел не сразу.

Конституционная комиссия, которая занималась разработкой проекта новой Конституции, работала ни шатко ни валко два с половиной года, поскольку у Ельцина не было ощущения, что новая Конституция — это вопрос жизни и смерти.

Однако затянувший кризис в отношениях с Верховным советом и утверждение новой экономической системы убедили президента в том, что принятие Конституции должно стать главным вопросом.

В 1993 году Верховный совет провалил импичмент президенту, тогда же прошел референдум, в который были включены вопросы о доверии президенту, правительству и Верховному совету. К этому моменту Ельцин завершил работу над проектом основного закона, и накануне референдума появился проект новой Конституции как образ нового государства.

В Конституции была прописана модель президентско-парламентской республики, она стала итогом консенсуса в острой политической борьбе между президентом и парламентом. Кстати сказать, Конституция сильно урезала полномочия президента по сравнению с теми, которые были у него в 1992 году, когда он был одновременно и главой исполнительной власти. Согласно новой Конституции, глава государства эти полномочия утратил. Конституция не содержала ответов на все вопросы, она стала скорее доктриной о принципах и процедурах.

Конституция прожила 15 лет и по возрасту стала второй после сталинской Конституции. Сам факт того, что президент Путин на протяжении восьми лет эффективно использовал действующую Конституцию и не менял ее, говорит о том, что это не персональный документ, а сильный правовой инструмент. И я уверен, что она еще поживет. То, что записано в Конституции, представляет собой модель будущего, которого мы пока не достигли.

Мы находимся на марше, именно поэтому потенциал ельцинской Конституции не использован полностью, он использован лишь на 60%.

Генри Резник, президент Московской адвокатской палаты, член Общественной палаты (адвокат Ельцина в ряде гражданских судебных процессов):

— Это было революционное время, и я, безусловно, оцениваю его с учетом того, что тогда существовала реальная угроза гражданской войны.

В этом смысле Борис Николаевич выполнил свое предназначение с безусловным знаком плюс, поскольку не допустил разжигания национальной розни. В те времена не могло быть иных решений, кроме тех, которые им принимались. Тогда никто не хотел брать на себя ответственность за происходившее, все боялись принимать решения. Все вело к развалу России, и Ельцин, взяв инициативу на себя, предпринял радикальные действия и стал, не побоюсь этого слова, спасителем России. С его стороны это было даже не реформаторское движение, а революционные мероприятия.

Свою историческую миссию он выполнил. Он не допустил реставрации коммунистического режима. Что же касается тягот того времени, их нельзя ставить в вину Ельцину, поскольку их невозможно было избежать ни при каких условиях. Они стали следствием той непродуманной разрушительной политики, проводившейся в течение 70 лет коммунизма в России.

В 1996 году с подорванным здоровьем он принял на себя колоссальную нагрузку, вступив в избирательную кампанию по выборам президента России. И очень важно, что он победил на выборах, не допустив прихода к власти коммунистов. За это Россия и все мы должны быть ему благодарны!

Владимир Шевченко, бывший шеф протокола президента Бориса Ельцина :

— Что касается политических оценок эпохи правления Бориса Николаевича, на мой взгляд, их давать пока рано и не нужно. Слишком мало времени прошло.

Новости и материалы
Ученые в США повысили до максимума оценку геомагнитной бури на Земле
Назван главный фактор серии «Ванкувер» – «Эдмонтон»
Шайба Тарасенко помогла «Флориде» во второй раз подряд разгромить «Бостон»
Российские войска заняли более выгодную позицию у Старомайорского
В действиях двух европейских стран увидели угрозу безопасности России
Комментатор сравнил стили «Ванкувера» и «Эдмонтона»
Психолог объяснил, откуда берутся фобии во взрослом возрасте
В Британии предрекли ВСУ потерю позиций в Краматорске и Славянске
Ракетная опасность объявлена в Белгороде и Белгородском районе
В Москве со счетов монастыря пропали более 26 млн рублей
Прошедшее 9 мая стало самым холодным за историю наблюдений в Москве
Над Курской областью перехватили украинские беспилотники
США заключили контракт на производство поставляемых Украине высокоточных ракет
В ЛНР заявили, что ВСУ ударили по нефтебазе в Ровеньках американскими ракетами
Союзники США воздержались при голосовании по резолюции по Палестине
В «Укрэнерго» назвали условия отключения электричества в жилых домах
МИД: ВСУ активно использует британское оружие против российских регионов
Опубликовано видео с камеры из салона автобуса, упавшего с моста в Петербурге
Все новости