Найден ген, помогающий раку груди метастазировать в мозг

Ученые обнаружили гены и выявили молекулярные механизмы, отвечающие за метастазирование рака груди в головном мозге. Открытие может привести к созданию новых эффективных лекарственных препаратов, предотвращающих повторное развития рака у женщин, уже перенесших рак груди.

Учёные под руководством Джоана Массаге из нью-йоркского Центра по исследованию рака имени Слоана и Кеттеринга выяснили, что белок, кодируемый геном ST6GALNAC5, отвечает за способность клеток покидать круг кровообращения и преодолевать гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Этот фермент, в нормальном состоянии проявляющий свою активность только в мозговой ткани, вызывает химическую реакцию, создающую особое покрытие на поверхности раковых клеток, которое помогает проникнуть в ткани мозга.

«Наша работа позволила выявить ранее неизвестную роль покрытия оболочки раковых клеток, приводящего к метастазированию рака груди в мозг. Это открытие может быть использовано в дальнейшем для создания лекарств, препятствующих образованию такого покрытия и защищающих тем самым пациентов от развития рака мозга», – цитирует Мессаге РИА «Новости». Статья учёных принята к публикации в Nature.

Метастазирование рака в головном мозге, как правило, происходит спустя годы, после того, как опухоль удаляется из груди хирургическим путем. Это обстоятельство уже давно заставляло ученых предположить, что раковые клетки, остающиеся в организме после операции, все это время остаются рассеянными по кровеносным сосудам организма, не обладая способностью преодолеть сеть капилляров, образующих гематоэнцефалический барьер. Этот барьер защищает мозг от проникновения в него всех циркулирующих в крови клеток посторонних клеток и регулирует транспорт биологических молекул к тканям мозга. Для метастазирования в мозге клеткам необходимо получить возможность проникнуть сквозь этот барьер.

Двумя факторами распространения клеток из опухолей в груди, известными ранее, являются гены COX2 и HB-EGF. Они отвечают за способность клеток к перемещению и внедрению в здоровые ткани организма. В частности, они были замечены, как факторы, вызывающие метастазирование рака груди в легкие.

Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году