Премьер Владимир Путин поручил Минпромторгу в недельный срок доработать проект ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года». «Нужно подумать, как скорректировать программу. Может быть, мы ее немного растянем по срокам, может быть, пересмотрим другие приоритеты и где-то урежем, а тут добавим», — сказал Путин, подводя итоги совещания, которое прошло в подмосковных Химках на фармкомбинате «Химрар».
Из средств федерального бюджета на эту ФЦП выделяется 122,9 млрд руб. Еще 62 млрд добавит бизнес.
Ресурсы серьезные, уверен премьер. Они должны послужить своего рода «стартовым капиталом для модернизации отрасли, для качественного инновационного прорыва», считает Путин. В первую очередь бюджетные средства будут выделены на перспективные исследовательские проекты в области создания новых лекарств, а также на технологическое перевооружение более чем 160 предприятий. Кроме того, планируется создать 17 научно-исследовательских центров, в том числе в ведущих вузах страны — МГУ, Уральском федеральном университете.
Программа будет считаться выполненной, если к 2020 году на территории России будет производиться не менее 90% медпрепаратов, входящих в перечень жизненно важных и необходимых. А доля медицинского оборудования отечественного производства на рынке России должна повыситься с нынешних 20 до 50%. Кроме того, Путин поставил задачу увеличить экспорт фармацевтической продукции в восемь раз.
Явное доминирование импорта — это большой риск, пояснил премьер:
«Здесь не должно быть никаких теорий заговора, не нужно лишний раз всуе говорить о национальной безопасности, но мы действительно попадаем в зависимость от действий отдельных монопольных производителей в других странах.
Это чревато возможным дефицитом и скачками цен на препараты. Собственно говоря, мы это с вами время от времени и наблюдаем».
Путин дал понять, что не будет возражать и против заградительных санкций в отношении западных производителей лекарств:
«Здесь инструмент самый простой — показать им, что будут ограничения на нашем рынке, если не будет продвижения здесь производства и внедрения сюда технологий».
Аналогичный подход применяется в частности, в автопроме и авиапроме, напомнил премьер.
Возрождение фармацевтической промышленности вполне реально, полагают эксперты. «СССР, находясь в политической и экономической изоляции, производил все необходимые лекарства. Правда, немалая часть фармпроизводств осталась в бывших советских республиках и давно приватизирована. Поэтому одной ФЦП тут не обойтись», — говорит директор Национального агентства по безопасности пациентов Алексей Старченко.
Но заманивать в Россию западных производителей лекарств – дело бесперспективное, считает эксперт:
«Отечественный фармрынок сильно зарегулирован, поэтому он малоинтересен западному капиталу. Следовательно, в сфере производства лекарств лучше стимулировать отечественных производителей».
Совсем другая тактика должна применяться властями для стимулирования импортозамещения в сфере производства медтехники. «Нужно не просто закупать импортные технологии, но строить «под ключ» заводы по производству медицинского оборудования. Наших технологий в этой сфере все равно недостаточно», — говорит эксперт.
Задача по наращиванию экспорта натолкнется на преграды правового характера, предупреждает старший юрист компании Goltsblat BLP Нина Белозерцева. Мы не сможем увеличить экспорт лекарств, пока не унифицируем правила проведения клинических испытаний с еврозоной и США. «Кроме того, чтобы лекарственные препараты могли свободно экспортироваться, они должны быть произведены на предприятиях, соответствующих требованиям GMP. Пока таких предприятий в России мало. В соответствии с законом «Об обращении лекарственных препаратов» еще только поставлена задача по переходу всех отечественных фармпроизводств на стандарт GMP к 2014 году», — говорит Белозерцева.
Развитие фармацевтики в России будет сдерживаться и требованиями по регистрации предельной цены на лекарства из утвержденного правительством списка ЖНВЛС. «При выводе на рынок нового препарата из списка ЖНВЛС предприятие должно зарегистрировать предельную цену на этот препарат, которая должна сравниваться уже с существующими препаратами и предельная отпускная цена не должна быть выше, чем у «старых» препаратов, уже обращающихся на рынке. Это, конечно же, невыгодно для компаний, вкладывающих средства в развитие инновационных препаратов и производящих свои препараты в соответствии со стандартами GMP», — говорит эксперт.