Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Разлогов: Баталов останется в памяти как воплощение эпохи надежд и разочарований в жизни страны

Председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, профессор, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов рассказал о нравственных ориентирах героев Алексея Баталова, передает газета «Известия».

Алексей Баталов скончался в Москве на 89-м году жизни.

«Он навсегда останется в нашей памяти как воплощение целой эпохи надежд и разочарований в жизни страны и очередного (после советского авангарда 1920-х), надеюсь, не последнего взлета отечественного киноискусства. Период «оттепели» вернул советскому кино человечность, воплощением которой и стал Алексей Баталов, в жизни, на сцене и на экране.

Дядя Алексея актер Николай Баталов был воплощением своего времени — человеком из народа в фильмах 1920-х – начала 1930-х годов, провозглашающих победу нового строя и нового человека.

Алексей принял его эстафету: после догматизма периода малокартинья Николай сыграл Павла Власова в «Матери» Всеволода Пудовкина, а Алексей, спустя 30 лет, ту же роль в экранизации романа Горького Марком Донским.

Этой работе предшествовали небольшая роль в картине «Большая семья» и главная — в «Деле Румянцева», где положительные герои социалистического реализма неожиданно обрели право на сомнение, многозначность и недоговоренность. Трагическая роль Бориса в фильме Михаила Калатозова по Виктору Розову «Летят журавли» принесла Баталову мировую славу. Это тяжелое бремя Баталов пронес с высоким человеческим достоинством, оставаясь верным себе в каждой новой работе.

Баталов с Иннокентием Смоктуновским в «Девяти днях одного года» очертили портрет нового поколения энтузиастов — физиков и лириков 1960-х. Те же сложные чувства и коллизии с прежней достоверностью, но в иной социальной среде, подтвердили исключительное дарование актера.

Алексей Баталов утвердил незыблемость нравственных установок своих героев в памятном финале фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который по-своему предвещал грядущие катаклизмы. Рабочий по имени Гоша напоминал героев Николая Баталова и тем самым восстанавливал связь времен.

После оскаровского триумфа этой картины времена вновь изменились. На рубеже веков и тысячелетий Алексей Баталов снимался значительно меньше и постепенно стал символом ушедшей эпохи. Его многочисленные награды и звания, общественная работа и, главное, преподавательская деятельность во ВГИКе, где он был мастером семи актерских выпусков, позволяли ему не терять связи с художественным процессом, оставаясь единственным и неповторимым.

Самим своим существованием он напоминал об утерянных нравственных ориентирах, обманутых мечтах и надеждах шестидесятников. Мы будем вспоминать о нем и о времени, вызвавшем к жизни созданные им образы, а новым поколениям об этом расскажут фильмы, в которых он снимался», — сказал он.

Новости и материалы
Анфиса Чехова показала фигуру в купальнике, прокатившись на качелях
Пассажир пытался задушить водителя такси во время движения
Минобороны вручило награды военным за защиту Белгородской области
Криминального авторитета 90-х годов экстрадируют в Россию
Боец ММА спас мужчину в Москве
На Боровском шоссе на дороге появилась яма в несколько метров
В Красноярском крае трое детей погибли при пожаре в частном доме
Продюсер «Голоса» прокомментировал слухи о закрытии шоу
Лавров обвинил Запад в стремлении рассорить РФ и Белоруссию
Актриса Агата Муцениеце раскрыла свой вес
В России раскрыли, чем на самом деле обусловлен рост зарплат в стране
Стало известно об интересе зарубежных клубов к российскому футболисту «Динамо»
В Тобольске росгвардейцы спасли ребенка, который потерял сознание на улице
Зеленский «не понял» слова Трампа о завершении конфликта на Украине за 24 часа
Иранист Камрава прокомментировал столкновения на границе Ирана и Афганистана
Глава ФМБА Вероника Скворцова прибыла в Энергодар
Певица Пинк показала, как выглядит ее дочь в 12 лет
Всех россиян призвали проверить iPhone на вирусы
Все новости