22 мая жюри 69-го Международного каннского кинофестиваля, возглавляемое режиссером «Безумного Макса» Джорджем Миллером, раздало призы. Уже через несколько минут критики, зрители и сочувствующие были кто в печали, а кто и в ярости. Дело в том, что, когда была объявлена каннская программа этого года, ликованию киноманов не было предела: Джармуш, Рефн, Ассайас, Верховен… Конкурс в результате оказался действительно одним из сильнейших за многие годы. Ни один из мастеров не выстрелил в молоко, почти после каждой картины в профильной прессе появлялось множество восторженных отзывов. Исключение составили лишь «Американская милашка» Андреа Арнольд (тут мнения разделились) и «Последнее лицо» Шона Пенна — фильм, который удостоился ернических сравнений с киноопытами Анджелины Джоли.
При этом от каннского жюри в последние годы не принято ждать соответствия чаяниям профессионального сообщества.
Вне зависимости от того, кто его возглавляет, выбор оказывается странным или и вовсе оскорбительным — как в прошлом году, когда ключевые награды раздали французским кинематографистам. В году нынешнем конкурс просто в принципе был составлен таким образом, что оскорбить чьи-то чувства было, казалось бы, принципиально невозможно, однако Миллеру это все же удалось.
Итак, «Золотую пальмовую ветвь» 69-го Каннского кинофестиваля получил британский режиссер-классик Кен Лоуч за фильм «Я, Дэниэл Блейк». Это аккуратная, ладно сделанная и вполне традиционная для автора история про работягу, пытающегося получить пособие по безработице. Картину встретили хорошими отзывами в прессе, но сейчас оценка под воздействием обиды несколько изменится.
Хотя, возможно, жюри таким образом просто хотело поздравить Лоуча с 80-летием, которое он отметит 17 июня.
Второй по значимости каннской награды удостоился давний любимец фестиваля Ксавье Долан с его фильмом «Это всего лишь конец света» про умирающего писателя, возвращающегося в отчий дом. К Долану намертво приклеилось словосочетание «канадский вундеркинд», но всем, кто его употребляет, стоит повнимательнее посмотреть, как Ксавье выглядит сейчас. Со времен первого фильма «Я убил свою маму» прошло семь лет, режиссеру уже 27 лет, и в вундеркинды он годится не вполне. Впрочем, возраст не помешал автору картины-победителя традиционно пустить слезу на сцене.
Самой большой неожиданностью стало решение по режиссерской номинации: жюри решило разделить приз между двумя достойными, которыми стали румын Кристиан Мунджиу («Выпускной») и Оливье Ассайас («забуканный» зрителями «Персональный покупатель»). Первый фильм неторопливо рассказывает историю отца, занятого поисками подонка, изнасиловавшего дочь. Второй — триллер о медиуме (Кристен Стюарт), которая зарабатывает на жизнь, покупая одежду для амбициозной старлетки, и параллельно пытается наладить связь с мертвым братом. Призы за сценарий и лучшую мужскую роль ушли иранскому «Коммивояжеру», повествующему о том, как незнакомец изнасиловал молодую актрису и что из этого вышло. Критика фильм встретила благосклонно, но без восторгов.
Восторгов, напомним еще раз, удостоились поэтичная комедия про водителя-стихотворца «Патерсон» Джима Джармуша (у которого нет ни одной «пальмы»), триллер Пола Верховена «Она» с Изабель Юппер и еще одна румынская картина — «Сьерраневада» Кристи Пую.
Означают такие итоги лишь одно: престиж Каннского кинофестиваля — вещь практически незыблемая, но вот авторитет собственно фестивальных наград падает с каждым годом. Впрочем, проверить все это на собственном опыте российским зрителям лишь предстоит, если, конечно, эти фильмы доберутся-таки до проката.