Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы должны соответствовать ожиданиям и публики, и Минкульта»

Зельфира Трегулова рассказала «Газете.Ru» о том, что будет с Третьяковкой

Новый директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала «Газете.Ru» о том, какие изменения ждут главный музей страны.

Что будет с Третьяковкой, рассказывает ее новый директор Зельфира Трегулова, возглавлявшая до этого государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО (национальный оператор по организации и гастролям выставок в России и за рубежом). Свою нынешнюю должность она заняла в феврале 2015 года, сменив на посту Ирину Лебедеву, которую уволили с формулировкой «по инициативе работодателя». В числе претензий к прежнему директору, открыто высказанных директором департамента культурного наследия Минкульта Михаилом Брызгаловым, были «затягивание строительства второго корпуса Третьяковки», «скандалы вокруг музея», а также отсутствие «комфортной среды для посетителей, школьников, студентов, методистов». «Газета.Ru» пообщалась с новым директором и выяснила, какие изменения ждут один из главных музеев страны.

— С момента вашего назначения уже прошло какое-то время. Удалось ли сформулировать какую-то концепцию, как создавать «комфортную среду», о которой твердит Минкульт, менять выставочную политику?

— К этому вопросу нужно подходить системно. Дело же не только в том, что в галерее нет Wi-Fi, а выставочная политика нуждается в корректировке. И то и другое лишь составные части проекта серьезных преобразований в Третьяковке. Не разрушая всего того достойного, серьезного и проработанного, что уже сделано, они должны вывести музей на новый уровень.

— Как именно будет корректироваться выставочная политика? Последнее время Третьяковка демонстрировала преимущественно монографические выставки.

<1>— Да, действительно, самыми громкими выставками Третьяковки были монографии или такие проекты, как выставка произведений из собрания Костаки. Мне это тоже бросалось в глаза. Как правило, на таких монографических выставках кураторы, исходя из желания показать все, показывают слишком много. Поэтому сейчас нам нужно внимательнее подходить к вопросу отбора произведений, а кураторам как-то дисциплинировать себя и понять, что музейная выставка и подробнейший каталог — это не одно и то же.

Должен быть диалог между искусством, которое ты показываешь, и современной аудиторией. Словом, я буду стараться, чтобы каждая монографическая выставка несла в себе какой-то замысел, а не была просто подробной демонстрацией работ конкретного художника, даже если они были собраны со всего мира. Сегодня этого недостаточно.

— В какую сторону эта ситуация будет меняться?

— Когда мы стали смотреть наброски выставочных планов до 2022 года, там обнаружилось немало интересных с точки зрения идеи проектов, и они отнюдь не монографические.

В 2017 году, например, у нас в планах выставка «Оттепель».

Причем это будет не просто рассказ про суровый стиль, а серьезная, острая мультидисциплинарная выставка. Сегодня, то есть через 50 лет, мы уже способны понять, как много исключительного было сделано в этот момент —

это и кино, и архитектура, и музыка, да и сам дух и стиль той жизни, которую я помню еще из своего детства.

Кроме того, мы планируем выставку, связанную с историей Музея живописной культуры, который был расформирован в конце 1920-х (собрание русского авангарда, фонды которого после ликвидации в 1929 году переданы в Третьяковскую галерею. — «Газета.Ru»). Преимущественно вся его коллекция разошлась по региональным музеям, и

теперь наша задача — все это собрать и рассказать про один из самых первых музеев современного искусства.

Он был создан примерно на десять лет раньше Музея современного искусства в Нью-Йорке, например, первым директором которого стал Альфред Барр. Идея выставки была предложена Андреем Сарабьяновым, автором знаменитой Энциклопедии русского авангарда.

— Механизмы привлечения зрителей на эти выставки будут меняться? Пушкинский музей, например, активно созывает публику на свои конференции, публичные лекции и прочие образовательные мероприятия.

— Научные конференции в Третьяковке, разумеется, тоже проходят. Только что, например, мне положили на стол сборник материалов, выпущенный после «Третьяковских чтений — 2014».

— Да, но, кажется, они никогда не были массовыми…

— Вы затронули очень важный вопрос.

За те полтора месяца, что я занимаю эту должность, у меня создалось впечатление, что в галерее делалось гораздо больше, чем об этом было известно.

Месяц назад, например, мы представили в Институте искусствознания научный сборник, посвященный творчеству Николая Ге. На следующей неделе стартуют «Третьяковские чтения» 2015 года.

— Как сделать музей более дружелюбным по отношению к зрителю, чтобы избежать таких инцидентов, какой, например, произошел с выдворенным учителем? (В октябре 2014 года учителя рисования Павла Шевелева вывели из Третьяковской галереи полицейские, которых вызвали смотрители, обвинив его в проведении «незаконной экскурсии».)

— Надо сказать, что это болезненная тема не только для Третьяковки, но и для большинства музеев мира.

Попробуйте открыть рот в галерее Уффици и рассказать своей дочери и ее молодому человеку что-нибудь про итальянских художников.

Произойдет ровно то же самое. Я неоднократно ездила с Музеями Кремля, в которых работала до РОСИЗО, в специальные туры для музейных сотрудников, и все равно в каждом музее, к сожалению, приходилось брать лицензированного гида.

Под стенами любого музея дежурят толпы зачастую непрофессиональных людей, которые ловят неопытных посетителей. Страшно слушать, что же они им рассказывают.

Речь ведь идет не только о том, что музей теряет деньги из-за сторонних гидов. Проблема в том, что

под сводами музея произносится полная чушь, которая не имеет ничего общего ни с искусством, выставленным в залах, ни с историей. Здесь нужен индивидуальный подход, в особенности в случае с экскурсиями для школьников.

История с учителем, конечно, крайне неприятная. Очень жаль, что воспоминание о ней сохраняется до сих пор, хотя я понимаю, почему это происходит.

— Проблема, по вашему мнению, заключается в музейной политике или в конкретных сотрудниках, которые не готовы контактировать с посетителями на должном уровне?

— Это тоже системная проблема. Ведь помимо необходимых кадровых изменений нам предстоит еще долгая работа с теми, кто обслуживает посетителей: со смотрителями, гардеробщиками, которые, кстати, не являются сотрудниками Третьяковки — этим занимаются компании, выигравшие тендер.

Еще многое нужно предпринять, чтобы люди шли в музей с удовольствием и их поход не омрачался неприятными моментами — не важно, нахамили ли тебе в гардеробе или вымогают 20 рублей за вешалку (это, кстати, незаконно).

Все должно быть отлажено, но это дело не одного месяца. Мы даже готовы прибегнуть к аутсорсингу, потому что в России, к сожалению, программы развития музеев по-настоящему хорошо не пишет никто.

— Насколько радикальными будут кадровые изменения?

— Совершенно точно нужно будет привлекать молодых сотрудников, которые при этом понимают, что нельзя прийти и в одночасье все поменять. Ни для кого не секрет, что средний возраст научных сотрудников галереи довольно велик. Но главное — внимательно проанализировать ситуацию.

Если люди явно мыслят чересчур консервативно и проводят политику, которая не соответствует сегодняшним задачам музея, их нужно заменить. Ведь мы должны соответствовать ожиданиям и публики, и Министерства культуры.

Третьяковская галерея — один из шести особо ценных музеев страны. Это не какая-нибудь частная контора. Мы вписаны в общую культурную политику страны.

— Минкульт, с одной стороны, говорит о том, что «главный художественный музей страны так и не стал методическим центром», а с другой — попрекает бывшего директора отсутствием Wi-Fi и прочих атрибутов «комфортной среды». Что все-таки первично?

— Для музея важно и то и другое. Понятно, что Wi-Fi, кафе и магазины не могут быть первичной задачей. Но сегодняшняя реальность такова, что люди привыкли жить в комфортной обстановке. В перерыве между осмотром выставок они хотят проверить почту в телефоне или загрузить приложение, связанное с музеем. Понятно, что традиционные экскурсии, когда толпа в 20 человек окружает гида, говорящего на весь зал и перекрикивающего своего коллегу в другом его конце, устарели. Это абсолютно архаичная система. Люди сегодня в принципе отходят от практики коллективных посещений. Они хотят прийти с семьей и приятно провести время, заглянув в кафе или что-то прикупив в музейном магазине.

Их ребенка надо развлекать, чтобы он не канючил и кричал: «Пошли уже домой!» — а смотрел выставку вместе с родителями.

Поэтому мы будем менять формы преподнесения материала сегодняшнему зрителю. Они ведь не читают подробные экспликации, написанные сложным языком. В общем, мы стараемся идти по пути оживления формата экскурсии и при этом не скатиться в вульгарное следование не самым высоким людским потребностям.

— Кафе, магазины — это еще и дополнительный заработок для музеев. Могут ли государственные музеи в России сами зарабатывать, как вы считаете?

— Да, это возможно. Магазины — это серьезнейший источник дохода для множества музеев мира, самые показательные из которых — Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. В последнем даже оформление магазина меняется четыре раза в год в зависимости от сезона.

В сложной финансовой ситуации, когда бюджеты только сокращаются, Министерство культуры ставит перед нами задачу повышать доходы, и это не абсурдное требование.

Понятно, что не надо следовать позиции «доходность любой ценой». Но правильно организованный магазин — это еще и имидж музея.

— Будет ли галерея менять свое отношение к городским акциям? Консервативные институции довольно сложно расшевелить.

— Да, я сразу же постаралась выстроить контакты с Музеоном и парком Горького, с музеем современного искусства «Гараж».

Третьяковка ведь расположена в самом сердце Замоскворечья и является частью важной культурной зоны, которая образовалась в последние годы вокруг Крымского моста.

В этом году будет столетие «Черного квадрата», и мы объединим усилия, чтобы сделать совместную программу и обмениваться посетителями. Сейчас уже существует велосипедный маршрут в Лаврушинском переулке, есть велопрокат на Крымской набережной. К «Ночи в музее» 16 мая мы готовим специальную программу, связанную и с русским авангардом, и с искусством 1960–1970-х.

— Как будет выстраиваться работа с архивом? Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники» будет продолжаться?

— Да, это очень важно, потому что у нас в запасниках хранятся, например, графика, которая не может находиться в постоянной экспозиции и подолгу выставляться, и скульптура. Может быть, эти выставки и будут камерными, но таким образом продолжается очень важная работа по публикации и представлению зрителям всей коллекции музея. Я знаю, что, например, Эрмитаж и Русский музей создают открытые запасники, но нам для этого необходимы новые пространства. В существующих условиях это, к сожалению, невозможно. Будем надеяться, что строительство нового здания как-то решит этот вопрос. Уже сейчас мы думаем организовать там гравюрный кабинет, в котором посетители смогут, как, например, в венской галерее Альбертина, получить доступ к редким произведениям графики.

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости