Пенсионный советник

Реконструкторы против инноваторов

Кому дадут премию в области современного искусства «Инновация»? Обзор выставки номинантов

Татьяна Сохарева 27.03.2014, 16:31
Саша Пирогова. «БИБЛИМЛЕН» Государственный центр современного искусства
Саша Пирогова. «БИБЛИМЛЕН»

Ретроспектива-обманка Юрия Альберта, «Полоний» Мамышева-Монро, арт-звезды 1990-х и фотографии, которые в СССР считались очерняющим советскую действительность пасквилем: открылась выставка номинантов одной из главных премий в области современного искусства «Инновация».

Государственная премия «Инновация», ежегодно представляющая срез современного российского искусства, имеет несколько тиранический характер. В 2011 году приз за лучшее визуальное произведение со скандалом и под крики возмущенных ценителей «чистого искусства» вручили арт-группе «Война» за акцию «*** в плену у ФСБ» в Петербурге.

С тех пор подуставшее от нападок общественности и чиновничества жюри отдает предпочтение авторам, интересующимся метафизикой больше, чем политикой.

В начале февраля экспертный совет «Инновации» объявил номинантов и лауреатов в двух внеконкурсных категориях. Призом «За творческий вклад в развитие современного искусства» посмертно наградили погибшего в прошлом году художника Владислава Мамышева-Монро, а «За поддержку современного искусства в России» – Шалву Бреуса, организатора премии Кандинского и руководителя фонда «АртХроника».

В этом году выставка «Инновации», проходящая в девятый раз, распалась на две части: работы молодых художников и номинантов, претендующих на главный приз и 800 тыс. руб. за лучшее произведение визуального искусства, покажет ЦУМ Art Foundation, а кураторские и региональные проекты вместе с искусствоведческими книгами – ГЦСИ. Впрочем, большая часть экспонатов – это не самые зрелищные документации уже прошедших фестивалей и акций, выставочные каталоги и случайно затесавшиеся немногочисленные оригиналы произведений.

Восстановить и прокомментировать

Одними из самых заметных номинантов в категории «Произведение визуального искусства» стали московский концептуалист Юрий Альберт вместе с куратором Екатериной Деготь.

Дмитрий Гутов. «Удивляться нечему» Государственный центр современного искусства
Дмитрий Гутов. «Удивляться нечему»

По задумке Деготь (благодаря которой из куратора она превратилась в соавтора выставки) на открытии квазиретроспективы Альберта «Что этим хотел сказать художник?» его работ не было вообще. Вместо них на стенах были расклеены таблички с мнениями критиков и искусствоведов о художнике и его творениях. Акционист Анатолий Осмоловский, например, высказался так:

«Про данное произведение я хочу сказать то, что не хочу иметь с ним ничего общего».

Описания были полностью подменены работами только к закрытию выставки. Альберт и Деготь, таким образом, разрушили границы между произведением и бесконечной вереницей его интерпретаций.

Как лучший куратор Деготь вместе с Давидом Риффом еще раз номинирована за организацию триеннале современного искусства в норвежском Бергене.

Характерными для «Инновации» можно назвать работы лауреата премии 2008 года Андрея Кузькина и художника Ростана Тавасиева. Кузькин номинирован за исполненную экзистенциальной тоски видеоинсталляцию «Мир» – это несколько экранов, которые включаются при приближении зрителя и монотонно бормочут: «Ты есть только то, что есть рядом с тобой». Тавасиев – за выставку «Всё сложно…»:

он завел плюшевым зверушкам аккаунты в твиттере и фейсбуке и позволил им обсуждать культурные новости с посетителями.

Среди номинантов также оказались петербургский художник Илья Орлов, превративший галерею в квартиру типичного представителя среднего класса, и Владислав Мамышев-Монро с серией фотографий «Полоний» — художник посмертно стал победителем в одной из внеконкурсных категорий.

Из номинированных кураторских проектов на фоне остальных явно выделяется выставочная эпопея Елены Селиной «Реконструкция», вобравшая в себя произведения почти всех звезд нарождавшегося тогда галерейного и уличного искусства 1990-х: Сергея Епихина и Константина Звездочетова, акционистов Олега Кулика, Александра Бренера и Анатолия Осмоловского, Авдея Тер-Оганьяна и Александра Бродского.

Здесь восстановили, например, инсталляцию «Над черной грязью» 1994 года, созданную Дмитрием Гутовым и Татьяной Хенстлер, – фотографии московских киосков, развешанные в галерее, полы которой Гутов щедро измазал грязью, специально привезенной из подмосковного колхоза.

Двадцать лет спустя продолжающий творить Гутов стал номинантом в той же категории, что и «Реконструкция», со своей монументальной ретроспективой «Удивляться нечему».

Выпадает из списка довольно претенциозных кураторских проектов только международный фестиваль арт-активизма «МедиаУдар».

Он объединил десяток разномастных выставок с демократическим пространством публичных обсуждений протестного искусства, семинаров и мастер-классов по изготовлению партизанских трафаретов и самиздата.

Екатерина Дёготь, Давид Рифф. «Понедельник начинается в субботу» Государственный центр современного искусства
Екатерина Дёготь, Давид Рифф. «Понедельник начинается в субботу»

Каталог уже упомянутой «Реконструкции» вполне может получить приз и в категории «Теория, критика, искусствознание». С ним соперничают теоретические труды, посвященные мифологии медиа (Ольга Шишко), неофициальному искусству (Екатерина Бобринская), русским творцам на Венецианской биеннале (Николай Молок) и судьбам искусства в эпоху технократии (Дмитрий Булатов).

Среди молодых художников, номинированных в категории «Новая генерация», по-настоящему новыми кажется только

проект Саши Пироговой «Библимен» — это фотографии людей, сделанные в Библиотеке имени Ленина. Все они ищут альтернативу запретным в этих стенах разговорам: одни герои Пироговой танцуют в коридорах, другие перемигиваются настольными лампами в читальном зале, третьи демонстративно вырывают страницы из книг.

Помимо Пироговой жюри премии отметило глубокомысленную и немного перекрученную видеоповесть Дмитрия Венкова и Антонины Баевер «Словно Солнце», выставку анализирующих предметный мир Софьи Гавриловой и Алексея Корси и ставшие традиционными для этой категории граффити. На этот раз уличное искусство представляет художник Кирилл Кто.

От Краснодара до Урала

Большая часть региональных проектов — например, краснодарская группировка ЗИП и уже побывавшая на всевозможных биеннале и фестивалях художница Таус Махачева, представляющая Махачкалу, — давно известна в Москве.

Кроме них в число номинантов попали два проекта региональных филиалов ГЦСИ. Уральский филиал представляют Ирина Кудрявцева с арт-резиденцией «Мастерская». Северокавказский центр — Берал Мадра и Галина Тебиева, они курировали международный художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе, на котором показывают преимущественно предназначенные на экспорт изыски кавказских художников в национальном стиле.

Кирилл Кто. 300 городских граффити Государственный центр современного искусства
Кирилл Кто. 300 городских граффити

Интересна, но не очень приметна выставка «ТРИВА: Фотоманифест пролетариата» Владимира Соколаева, Александра Трофимова и Владимира Воробьева из Томска. Она представляет собой натуралистичные, неретушированные снимки, которые тридцать лет назад в СССР посчитали очерняющим советскую действительность пасквилем.

В 1982 году официально зарегистрированную группу фотографов ТРИВА из Новокузнецка расформировали и уволили с металлургического комбината, уничтожив часть их архива.

Всех лауреатов конкурса объявят 9 апреля. В жюри премии в этом году вошли куратор «Гаража» Юлия Аксенова, руководитель образовательных программ ГЦСИ Антонио Джеуза, куратор МАММ Анна Зайцева, руководитель выставочного отдела ММСИ Алексей Новоселов, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков и другие кураторы, критики и художники.