Пенсионный советник

Богородичный рекорд

В Лондоне проходит неделя торгов русским искусством: свои аукционы проводят дома Christie's, Sotheby's, Bonham's и MacDougall's

Макс Степанов 05.06.2013, 18:25
__is_photorep_included5368481: 1

В Лондоне проходит неделя торгов русским искусством: картина Николая Рериха «Труды Богоматери», которую продавал аукционный дом Bonham's, поставила рекорд стоимости для русских художников.

Лондонские недели русских торгов четыре аукционных дома — Christie's, Sotheby's, MacDougall's и Bonham's — проводят дважды в год и вроде бы изначально не рассчитывают на какие-либо ценовые рекорды: лотов с большим эстимейтом (начальной стоимостью) очень мало, шансов на значительное превышение первоначальной оценки больше, но тоже немного. Зато выбор шедевров русской живописи, скульптуры и прикладного искусства очень богатый: на продажу всегда предлагаются работы мастерской Фаберже, непременные Кустодиев, Шишкин и Айвазовский и полотна представителей более авангардных художественных течений.

Наибольших успехов удалось добиться Bonham's: хитом русского аукциона этого дома стала картина Николая Рериха «Труды Богоматери», оценка которой составила 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов. Это произведение было продано за 7,88 млн фунтов, передает РИА «Новости». По словам главы пресс-службы аукционного Джулиан Роуп, это мировой рекорд для картины русского художника, проданной на аукционе.

Как уточнил представитель аукционного дома, покупатель присутствовал в зале и участвовал в торгах лично. Такое с топ-лотами случается достаточно редко: в основном крупные и дорогие покупки совершаются через специальных дилеров, связывающихся со своими доверителями по телефону.

Картина «Труды Богоматери» написана Рерихом в 1931 году. Ее местонахождение долгое время оставалось загадкой, говорится в сообщении российского Музея им. Н. Рериха. 16 и 17 мая картину можно было видеть на выставке в музее, организованной аукционным домом Bonhams.

Работа является центральным полотном серии, включающей также картины «Богоматерь Орифламма» (1932) и «Богоматерь Защитница» (1933). Поздние уменьшенные варианты — повторения картины, представленной на торги, — находятся в Музее Рериха в Нью-Йорке (1933) и в Латвийском национальном музее в Риге (1936) и выполнены по заказам коллекционеров.

Сюжет «Трудов Богоматери», который Рерих приводит в одном из своих очерков «Держава Света», взят из одного из апокрифических Евангелий. «В заоблачных высях надземного мира находится Рай, у врат которого стоит ключарь Апостол Петр. Обеспокоился Петр и сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю». И сказал Господь: «Пойдём, Пётр, ночным дозором». Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и поднимает по нему какие-то души. Взревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! Не мешай!» — цитирует сайт музея.

Аукционы Christie's в одну дневную сессию и Sotheby's в ходе двух торгов предполагали продать почти по триста лотов; Sotheby's к тому же решил провести и новый для себя аукцион русской фотографии, но больших барышей, судя по выставленным лотам, от него не ожидал.

Более удачным оказался выбор Christie's: картина Ильи Машкова «Натюрморт с фруктами» превысила эстимейт более чем в три раза и была продана за 4,8 млн фунтов стерлингов.

По данным аукционного дома, такая цена является рекордной для произведений художника.

Впрочем, определенные надежды на эту работу аукционисты возлагали изначально, не в последнюю очередь за счет истории картины: этот натюрморт Машков написал в 1910 году, он участвовал в первой выставке художественной группы «Бубновый валет», через три года выставлялся в Городском музее Амстердама и в следующий раз появился на публике только в этом году, на специально организованной предаукционной выставке в Москве.

У остальных лотов больших превышений оценки не было. Написанное в 1925 году полотно Николая Рериха «Святыни и твердыни» из одноименной серии было продано всего за 482 тысячи фунтов — меньше нижнего предела эстимейта (500 тысяч). «Портрет Кати» Николая Фешина лишь едва превысил оценку (250–350 тысяч фунтов) и был продан за 386 тысяч фунтов стерлингов.

Всего же Christie's сумел выручить 12,4 млн фунтов стерлингов, продав три четверти выставленных лотов и увеличив выручку по сравнению с прошлым годом в полтора раза.

Аукционный дом Sotheby's рекордсменами вроде «Трудов Богоматери» и «Натюрморта» Машкова не обзавелся, но и две сессии провел без особых провалов. Топ-лотом первого дня торгов стала картина Фешина «Миссис Фешина с дочерью», проданная за 1,48 млн фунтов — в два раза выше оценки, а второго дня — «Портрет Анны Ахматовой» Юрия Анненкова, чья продажная цена превысила эстимейт почти в пять раз — 902 тысячи фунтов вместо ожидаемых 150–200 тысяч. Превысили оценку полотно Ладо Гудиашвили «Искушение», проданное за 782,5 тыс., и «Извозчик» Бориса Кустодиева, которого покупатели оценили в 290,5 тыс. фунтов.

Осечек за две сессии было всего несколько. Картина Наталии Гончаровой «Femme Cubiste», которую прочили в главные лоты первого дня, была продана за 662 тысячи фунтов — чуть выше нижней оценки, а «Посадка риса» Давида Бурлюка, написанная художником в Японии, ушла за 230 тысяч фунтов при эстимейте 200–300 тысяч.

Такая стабильность позволила Sotheby's за два дня торгов выручить за русское искусство почти 13 млн фунтов стерлингов.

На русских торгах MacDougall's выстрелили оба лота-миллионника. Работа Ивана Шишкина «Сумерки», которую эксперты оценили в 1,2–1,8 миллиона, ушла с молотка за 2,2 миллиона фунтов стерлингов, а картину Михаила Нестерова «Странники. За Волгой», эстимейт которой составил 1,4–3 млн, удалось продать за 1,9 млн фунтов. Полотно Константина Коровина «Летнее утро» (эстимейт 600–800 тысяч фунтов) не смогло вырваться за границы оценки и было продано за 747 тысяч фунтов.