Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Монументальные сценки

Выставка «Театр Веры Мухиной. Неизвестные страницы творчества скульптора» в Московском музее современного искусства

Выставка «Театр Веры Мухиной. Неизвестные страницы творчества скульптора» в Московском музее современного искусства представляет работы великой художницы в области сценографии и костюма — двух областей, в которой Мухиной так и не дали состояться.

Если насчет многих скульпторов советской эпохи мнения сегодня высказываются весьма полярные (а чаще всего никаких мнений вообще не слышно), то в отношении Веры Мухиной царит консенсус. Легендарный монумент «Рабочий и колхозница» без особых усилий вплыл в новые времена, даже не вызвав общественных дискуссий на тему того, а надо ли, мол, нам брать с собой в будущее этот символ тоталитаризма. Почему-то буквально всем, почти без исключений, было понятно, что даже разговоры о демонтаже памятника воспринимались бы как признак глупости и эстетического невежества. Правда, демонтаж все-таки состоялся – с последующей длительной реставрацией скульптуры и водружением ее на новый, более солидный и высокий пьедестал. И опять же, буквально никем это событие не было воспринято в качестве жеста, будто бы обозначавшего «поворот к прошлому». Удивительное единодушие для социума, готового, как чуть позднее выяснилось, ссориться по множеству самых разных поводов.

Думается, дело прежде всего в гениальности Веры Мухиной.

Будь ее самая знаменитая работа образчиком казенной посредственности – кто бы переживал из-за затянувшейся реставрации? Ну отсутствует какая-то советская статуя на привычном месте, так вернется когда-нибудь, а нет – тоже не страшно. Ситуация с «Рабочим и колхозницей» выглядела совершенно иначе (хотя, к слову, якобы временное изъятие памятника Горькому с площади перед Белорусским вокзалом особого беспокойства у населения не вызвало – а ведь это тоже произведение Мухиной, хотя и в соавторстве с Иваном Шадром). В любом случае, просвещенной публике Вера Игнатьевна всегда представлялась художником значительным, первоклассным, достойным международной славы и в рамки идеологической «заказухи» никак не помещавшимся. При этом похвастать близким знакомством с ее работами помимо монументального жанра могли очень немногие.

Этот пробел теперь отчасти устранен. Хотя, конечно, говорить о более или менее полном своде мухинских произведений не приходится: выставка в ММСИ на масштабную ретроспективу не тянет. Зато формулировка про «неизвестные страницы» в заглавии вполне оправданна.

В первую очередь это касается сценографии – той сферы, которую с именем Веры Мухиной редко соотносят даже искусствоведы.

А ведь у нее был настоящий роман с театром, пусть не слишком успешный и прерывистый во времени. Причем начался он не с любительских постановок и не с приглашений в третьеразрядные заведения, а сразу с сотрудничества с Таировым, с Камерным театром.

До того молодая выпускница парижской Академии Гран Шомьер, где она училась у великого Бурделя, не имела ни малейшего опыта работы ни с декорациями, ни с костюмами, но Таирова это ничуть не смущало. Судя по всему, ему было важнее, что Мухина – одаренный скульптор с новаторскими наклонностями. Режиссер позвал ее в 1916 году для работы над пересозданием своего прежнего спектакля «Покрывало Пьеретты».

Если говорить точнее, в задачу приглашенного художника входило решение одного-единственного костюма для главной героини, которую играла Алиса Коонен.

Сообразно таировскому замыслу, это платье следовало не столько сшить, сколько «изваять», «вылепить». Заядлая поклонница французского кубизма с поручением режиссера справилась блестяще. Таиров дебют оценил и стал подбрасывать Мухиной другую работу, несмотря даже на то, что в его распоряжении имелась такая звезда авангардной сценографии, как Александра Экстер.

Надо заметить, вопреки театральным нравам, они с Мухиной сразу подружились, не раз потом вместе работали и не прерывали связей даже после эмиграции Экстер во Францию.

Так что отнюдь не конкуренцией между двумя художницами можно объяснить то обстоятельство, что Вере Мухиной так и не удалось сделать в Камерном театре ни одного самостоятельного спектакля. Просто не сложилось: то Таиров, расстроившись неудачей постановки «Ужина шуток», не внял ее уверениям, что все можно исправить, заменив костюмы, и оставил без внимания набор эскизов, то из-за репертуарного конфликта с МХТ в Камерном театре прервалась работа над пьесой Александра Блока «Роза и Крест», к которой Мухина успела много чего придумать и нарисовать. А в феврале 1917 года таировский театр и вовсе на время закрылся. После возобновления его деятельности Веру Мухину туда не позвали. Известно, что она сильно переживала: вовсе не из-за краха карьеры (как раз скульптурная ее карьера неуклонно шла на подъем, ей предрекали большое будущее), а из-за нереализованной страсти к сценографии — причем не абы какой, а именно той, которую исповедовал Камерный.

Следы этой тоски можно обнаружить в эскизах костюмов и декораций к балету «Наль и Дамаянти» по древнеиндийскому эпосу – к балету, которого никто не написал и тем более не собирался ставить.

Сюжет, похожий на осознанную сублимацию внутреннего страдания.

Все эти театральные перипетии из биографии Веры Мухиной нашли отражение в экспозиции. Фигурирующие здесь эскизы и рисунки (они позаимствованы из фондов Третьяковки, Русского и Бахрушинского музеев, Российской Академии художеств, ряда других институций и частных собраний) недвусмысленно дают понять: из Мухиной мог бы получиться потрясающий сценограф. Кстати, она это все же доказала спустя долгое время, оформив в театре имени Вахтангова софокловскую «Электру» в 1944 году, – графические наработки к античной трагедии на выставке тоже представлены. Правда, об авангардных решениях речь тогда уже не могла идти по определению…

Вообще, этот выставочный проект добавляет печальных нот к уже имеющемуся пониманию, что судьба Веры Игнатьевны при внешней благосклонности власти складывалась отнюдь не радужно. Скажем,

многочисленные модели одежды, нарисованные ею в начале 1920-х годов (характерный пример – дамское пальто из солдатского сукна, интуитивное предчувствие моды далекого будущего), в производство так и не были приняты.

Да и в той сфере, где она стала признанным мэтром – в скульптуре, разумеется, – давать ей зеленую улицу никто не торопился. Даже вышеупомянутый символ коммунистического порыва в виде «Рабочего и колхозницы» установили не там и не так, как мечталось автору. Более поздние ее монументальные замыслы не единожды отвергались, а камерные работы, преимущественно портреты, порой оказывались на периферии публичного внимания. Примеры тому есть и сейчас:

мраморный бюст Галины Улановой из музея Большого театра десятки лет оставался без атрибуции и на выставках не всплывал аж до позапрошлого года.

Впрочем, куратор проекта Георгий Коваленко (два года назад здесь же, в ММСИ, он делал выставку Александры Экстер) и авторы экспозиционного дизайна Вячеслав и Анна Колейчук вроде бы не стремились нагнетать драматические интонации. Зато нагнали декорационного пафоса: в залах на Петровке ощутимо засилье полупрозрачных видеоинсталляций и 3D-объектов, с творчеством Веры Мухиной связанных чрезвычайно косвенно. Чуть больше спецэффектов – и совсем бы стало забываться, ради кого и чего именно вы приходили на выставку. У привлеченного хорошего бюджета бывают свои издержки. Но полистать «неизвестные страницы» все же стоит – они не симулякры, в них хватает честной интриги и биографической занимательности.

Новости и материалы
Путин положительно оценил позицию КНДР по Украине
Минобороны раскрыло подробности новых боев в Харьковской области
Издателя «Медузы» оштрафовали на 14 тысяч рублей
Кореевед объяснил, какую ценность для России представляет партнерство с КНДР
Путин охарактеризовал договор между РФ и КНДР
Отель и музей в центре Тюмени эвакуировали из-за сообщений о минировании
ЕС намерен ввести санкции против Полины Гагариной
Индия рекордно увеличит выработку электроэнергии
Калашникова рассказала, чем отличается от Бузовой: «Не увожу чужих мужей»
Заседание по продлению ареста фигуранту дела замглавы Минобороны перенесли
Путин призвал пересмотреть санкции ООН против КНДР
Путин допустил военное сотрудничество РФ с КНДР
Ксения Бородина раскрыла процедуры, которые делает у косметолога
Александр Домогаров осудил уехавших из России артистов, которые критикуют страну
Стало известно, какие продукты улучшают слух
Евросоюз намерен ввести новые санкции против российских бизнесменов
Пассажирка укусила бортпроводника во время посадки в самолет и никуда не улетела
Над территорией Белгородской области уничтожили беспилотник ВСУ
Все новости