Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Наш фильм изначально задумывался как таблоид»

Интервью с режиссером фильма «Пока ночь не разлучит» Борисом Хлебниковым

Борис Хлебников рассказал «Газете.Ru» о своей картине «Пока ночь не разлучит», привычках московской буржуазии и о том, зачем он снял в малобюджетной картине целое созвездие знаменитостей.

В прокат выходит фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» — портрет московской буржуазии, основанный на диалогах, подслушанных журналистами «Большого города» в «Кафе Пушкинъ» еще в 2005 году. Хлебников умудрился снять в своей картине Сергея Шнурова, Василия Уткина, Анну Михалкову, Дуню Смирнову, Алену Долецкую и еще с десяток звезд, которые регулярно попадают на страницы светской хроники. Накануне премьеры режиссер Борис Хлебников рассказал «Газете.Ru» о том, почему его фильм до сих пор актуален.

— Главная претензия, которую предъявляют вашему фильму, — диалоги в «Кафе Пушкинъ» уже успели устареть. Почему вы не стали их менять, дописывать?

— Во-первых, я не хотел фиксировать конкретное время, а во-вторых, мне кажется, что ничего не изменилось. Да, добавились псевдополитические разговоры, из которых тоже можно было вытащить комический эффект, но я думаю, что качественно ничего бы не изменилось. Ведь это не больше чем новое модное московское развлечение — способ поддержать разговор, когда он сам не клеится. К тому же мы добавили в фильм линию с кухней — специально заказали «Большому городу» еще одно подпольное исследование, линию с двумя официантами.

— Почему вы вдруг решили снять фильм про жизнь богатых москвичей? Это ведь не ваши герои.

— Да я и про провинцию не специально снимал – просто там случались истории, которые были мне интересны. Мне, честно говоря, плевать, про кого рассказывать истории — про богатых или про бедных. В данном случае я просто обслуживал тот материал, который попал мне в руки: текст из «Большого города» фактически представлял собой готовый хороший сценарий.

— Но все-таки вам кто-нибудь из героев «Пока ночь не разлучит» нравится по-человечески? Все-таки вы к ним относитесь с иронией.

— Ирония – это не плохое чувство, это не злость и не раздражение. За этими героями интересно наблюдать, как за растерянными москвичами, которые являются постсоветскими буржуа в первом поколении. А буржуа в первом поколении – это обычно довольно смешные люди: у них много денег, и они не очень понимают, как ими распорядиться. У меня есть знакомые из этого круга, и хотелось, наконец, показать Москву такой – буржуазной, купеческой. Понимаете, в богатых людях меня интересуют скорее не их моральные качества, а качества личные, которые помогли им эти деньги заработать. Когда разговариваешь с богатым человеком, практически всегда понимаешь, почему именно он богат, а тысячи других — нет. Вопрос морали уже следующий, и в своем фильме я совсем не хотел говорить о нем. Моральные качества могут быть совершенно разными, даже противоположными, собственно, как и у других людей. Но в богатых есть живучесть, витальность, какое-то обаяние, благодаря которым они смогли сколотить состояние, — вот это мне было по-настоящему интересно.

— А зачем им тогда ужины в дорогих ресторанах, машины?

— Буржуа — жутко хвастливые люди. Они хвастаются своими достижениями, хвастаются, когда тратят деньги в больших ресторанах, когда покупают машину или одежду. Это первый путь траты денег, путь, безусловно, азиатский, ориентированный вовне. Мне кажется, что магазины Gucci и Versace придумали специально для богатых русских. Посмотрите на их дизайн: все блестящее, золотое, вычурное, словно для того, чтобы обслуживать вкусы богатых россиян. Все это комические признаки первого поколения буржуа.

— Вы считаете, что следующее поколение уже будет более сдержанным и воспитанным?

— Да, это подсказывает опыт Америки и Европы. Им уже наплевать на марки одежды — наоборот, их шик в том, чтобы выглядеть как обычные люди. Они и деньгами пытаются распоряжаться так, чтобы хоть как-то оправдать свое богатство. Занимаются благотворительностью, например.

— Как вы думаете, кто будет смотреть «Пока ночь не разлучит»?

— Пока не закончится прокат, трудно об этом говорить, но у меня уже есть забавное наблюдение. Я показывал этот фильм в Москве, Новосибирске и Владивостоке, и мы долго обсуждали с продюсером и прокатчиками, будет ли интересен наш фильм в провинции, не будет ли он раздражать зрителей, далеких от Москвы. Но оказалось наоборот: в Новосибирске и Владивостоке его принимали очень бурно. Потому что, как я абсолютно точно понял, у них есть очень радостный бонус. Заключается он в том, что москвичи в этом фильме – м***ки, как они всегда и думали. Так что им это кино смотреть еще приятней.

— Получается, ваш фильм для жителей провинции сродни таким «горячим новостям»?

— Наш фильм изначально задумывался как таблоид. Нам нужны были известные артисты, дорогие костюмы, дорогой ресторан: все равно все втайне покупают «Караван историй» и лезут в жизнь известных людей. Так что такая реакция зрителей мне нравится. Я добивался провокации, и она получилась.

— Ваш фильм – это еще и эксперимент по финансированию авторского кино. Что это за идея и как она родилась?

— Она родилась не у меня, а у Елены Степанищевой — одного из продюсеров фильма. Идея простая: мы снимали картину на 100 тысяч долларов, которые нам выделили продюсеры. 100 тысяч долларов — это та самая сумма, которая в прокате возвращается почти всегда. Дальнейшую — возможную — прибыль, которую мы получим сверх этой суммы в прокате, мы разделим между всеми участниками фильма — режиссером, оператором, художниками. Получается, что на этапе съемок мы работаем бесплатно, деньги тратим только на самое необходимое – декорации, грим, аренда ресторана. Если фильм будет успешен в прокате, то все получают свою долю.

Вообще я показывал сценарий «Пока ночь не разлучит» многим продюсерам, и никто не хотел за него браться. И только Елена Степанищева, придумав такой ход, смогла его запустить. Я думаю, что наш опыт будет полезен. Если мы соберем деньги и эта схема сработает, то она станет выходом для многих современных российских режиссеров и сценаристов, которые пока ждут своего часа только потому, что им никто не хочет давать денег.

— Вы сами будете использовать эту схему в следующих проектах?

— Сначала нужно дождаться результатов проката: если вдруг мы не соберем нужную сумму и не сможем заплатить нашей съемочной команде, а при этом запустим другой проект по этой же схеме, то это будет чистой воды мошенничество.

Новости и материалы
Профессор Заславский считает, что лабораторно подтвердить заражение сифилисом Ленина невозможно
Профессор Заславский: найти возбудитель сифилиса в мозге Ленина невозможно
Выдвинута новая гипотеза о возможной причине смерти Ленина
Профессор Заславский: Ленин мог умереть из-за спинной сухотки
Российские ученые выделили ДНК из мозга Ленина
Академик РАН Рогаев: ДНК из мозга Ленина была успешно выделена
«Реал» обыграл «Барселону», дважды отыгрывшись по ходу матча
В Научном центре Неврологии, где хранится мозг Ленина, опровергли смерть вождя от нейросифилиса
Академик Иллариошкин: Ленин умер от особой формы атеросклероза, а не от сифилиса
Президентство Зеленского назвали национальной катастрофой для Украины
Огонь ликвидирован на одном из крупнейших рынков Астрахани
США несколько раз нарушили протоколы деконфликтации в Сирии за сутки
В Ирландии сообщили, что немецкий танк Leopard 2 едет в Москву
Карпин рассказал, почему убрал вратаря по ходу матча со «Спартаком»
В Афинах возле минобороны Греции проходит массовый митинг против военных планов НАТО
Протестующие в Армении заблокировали участок трассы
В США заявили, что ВС России захватили самый мощный вариант Leopard 2 в арсенале ВСУ
Мостовой объяснил разгромную победу «Спартака» над «Ростовом»
На Украине объяснили причину отправки повесток умершим
Военные, застрелившие полицейских на Украине, везли гранаты
Стало известно, как потребление сыра защищает от кариеса
«Спартак» одержал разгромную победу в матче РПЛ, отправив пять мячей в ворота соперника
Все новости