Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Появляется другой тип жонглирования»

В прокате «Жизнь за один день» от Тони и Ридли Скотт

По случаю выхода в прокат спродюсированного братьями Ридли и Тони Скотт фильма «Жизнь за один день», составленного из роликов с YouTube, «Парк культуры» попытался разобраться в истории и механике проекта. А также связался с автором сделанного схожим образом фильма «Я тебя люблю» Павлом Костомаровым, чтобы уточнить роль режиссера в проектах, основанных на любительском видео, и выяснить, зачем такие картины вообще нужны.

Светает, в разных уголках планеты люди просыпаются, завтракают, работают, путешествуют, признаются в любви, страдают, радуются, воруют, выжимают брынзу, режут коров, пытаются объехать весь мир на велосипеде, обедают, летают на самолетах, расстаются, ужинают, выпивают, сидят за рулем Lamborghini, вытряхивают из карманов мелочь, готовятся к смерти, улыбаются, сокрушаются, в Дуйсбурге на лав-параде тысячи танцуют, не зная, что рядом в давке гибнет два десятка человек, а когда близится полночь, гремит гром и сверкают молнии, девочка подводит итог дню, который у нее не задался, но жизнь отчего-то все равно прекрасна.

Все это происходило 24 июля 2010 года — в день, запечатлеть события которого попросили пользователей YouTube Ридли Скотт и Кевин Макдональд.

Призывая людей взять камеры в руки и отправиться снимать все, что им заблагорассудится, Скотт ссылался на доступность цифровых камер и собственный опыт: темой первой киноработы будущего режиссера «Бегущего по лезвию бритвы», «Чужого» и «Черного ястреба» был день из собственного детства — первое, что пришло в голову. Так появилась короткометражка «Мальчик и велосипед» про парня, который прогулял школу. По прошествии лет «день из жизни» вновь становится идеей для картины, но уже в мегаломанской попытке объять необъятное.

Пользователи YouTube охотно откликнулись, и в руках режиссера проекта Кевина Макдональда и отвечавшего за монтаж Джо Уокера оказались около 80 000 роликов, присланных со всего света.

Плюс, чтобы не получить картину мира глазами «золотого миллиарда», в те края, где с гаджетами и интернетом туго, заранее разослали компактные камеры, чтобы принять обратно SD-карты с африканскими или амазонскими буднями.

В результате на фестивале «Санденс» показали не нарезку из ударных, «самых красивых», «самых смешных» или еще каких «самых» кадров и планов, но иллюстрацию разнообразия вещей, составляющих жизнь. Не слишком оригинальное наблюдение представлено в выверенных пропорциях. Удельный вес моментов, которым зритель должен умилиться, строго регламентирован. На всякую простую радость полагается что-нибудь, что заставит задуматься о бренном или вечном, но в меру — не до буддистского разочарования в круговороте жизни.

На всякую свадьбу забавных стариков придется старик умирающий, но новорожденных в фильме больше, чем прощающихся с жизнью, а забиваемая пневматикой корова иронично рифмуется с мужиком, поедающим болоньезе. Присутствуют сквозные герои, вроде корейского велосипедиста, который годами колесит по планете в попытке объехать весь мир. Подгоняют внутреннюю драматургию действа периодически возникающие на экране лесные хипстеры с табличками «Что вы любите?», «Чего боитесь?», «Что у вас в карманах, сумках и рюкзаках?». За вопросами следуют наглядные ответы: все от мала до велика делятся тем, что у них на душе и при себе.

Вопросы заранее перечислил в своем обращении к будущим соавторам Макдональд, и это может показаться отступлением от метода, согласно которому автор самоустраняется уже на первом этапе. Но в качестве источника вдохновения режиссер ссылается не только на новые медиа, но и на коллегу-документалиста Хамфри Дженнингса.

В конце 1930-х тот был сооснователем проекта «Массовое наблюдение»: чтобы составить портрет Великобритании, организаторы документировали повседневную жизнь и предлагали людям самим записывать события своей жизни день за днем и присылать в виде дневников. Дженнингс с товарищами также просил сограждан отвечать на простые вопросы.

Макдональд говорит, что решил использовать тот же метод, чтобы создать портрет мира, увиденного в отдельно взятый день, собрать своего рода «временную капсулу», письмо потомкам, чтобы «через двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, двести лет они смогли посмотреть фильм и сказать: «О боже, вот как все было!»

YouTube интересует многих не просто как видеоплощадка в интернете, но как новый тип визуальной продукции: самые разные ролики собирают миллионы просмотров, в киноисследовательских лабораториях пытаются выяснить, почему это происходит с забавным щенком X и не происходит со вроде бы не менее забавным щенком Y. Составителю «Жизни за один день» интересен не феномен популярности отдельных видеозарисовок, а картина мира, которая может из них складываться, и его подход демонстрирует авторское извлечение порядка из хаоса.

Выполняя задачу снять максимально нейтральный документ времени, Ридли Скотт вполне мог пойти дальше и посадить за монтажный стол не оскароносного режиссера, а воспользоваться популярным в авангардистских кругах берроузовским методом нарезки (cut-up) или вовсе довериться генератору случайных чисел. Это, однако, привело бы к сильному идеологическому повороту. Когда потенциально бесконечный поток моментов жизни в картину связывает чей-то разум, выстраивается модель мира, упорядоченного не столько зрительским взглядом, сколько режиссерской рукой. То есть без божественного вмешательства не обходится, хотя возможны и другие подходы.

Недавно в России вышел фильм, снятый по схожему принципу: «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева смонтирован из записей простых ростовских молодых людей, которым авторы раздали камеры, предложив снимать свою жизнь. «Парк культуры» попросил Костомарова ответить на несколько вопросов о новых медиа, роли режиссера и работе с героями.

— Вы раздали камеры людям с улицы и попросили снимать свою жизнь, чтобы потом смонтировать материал в фильм. Как вы к этому пришли?

— Не знаю, идея просто витала в воздухе. Техника позволяет снимать кому угодно что угодно, но делать из этого фильмы никто не додумался. Youtube — это эпизоды, маленькие события, а мы попробовали взять эту фактуру и сделать из нее что-то большее за счет драматургии.

— Понятно, что сейчас многие думают о феномене популярности роликов с Youtube, о том, что цифровые камеры снимают все лучше и становятся все доступнее. В этой связи проекты, подобные вашим, — это эксперименты или вы за этим какое-то будущее видите?

— Думаю, подобный подход будет активно использоваться. Это же тенденция к появлению нового киноязыка.

— Какова задача режиссера в подобной истории, когда он именно как режиссер, то есть постановщик, максимально самоустраняется из процесса?

— Задача режиссера не меняется: режиссер должен создать мир, создать историю, создать кино — произведение искусства. А инструменты могут быть любыми. Просто появляется другой тип жонглирования, другие инструменты в руках, но руки-то те же, режиссерские.

— Притом что у вас был некий сценарий и вы ставили перед героями задачи, насколько спонтанным оказывался результат?

— У нас очень часто что-то появлялось постфактум. Мы получали разный материал, разные куски, а потом шла их огранка — и они формировали дальнейшее развитие сюжета. Идея в том, чтобы отказаться от контроля над актерами, над операторами — дать свободу и смотреть, что она приносит, какие повороты.

— Что за критерии отбора предъявляются актерам-участникам в таком проекте?

— Такие же, как обычно: заинтересованность, понимание того, что от них хочет режиссер. Ну и некоторая инициативность: за ними же нет постоянного контроля на съемочной площадке, значительную часть времени они предоставлены себе.

— Насколько реально в таком случае контролировать воплощение первоначальной задумки?

— Все зависит от контакта и понимания того, что ты хочешь и насколько актеры-герои понимают, чего ты хочешь от них. В этом нет никаких проблем — все это легко контролировать. Вопрос только во времени и во взаимном понимании между тобой и теми, кто снимает для тебя.

— Но как корректировать их работу?

— Как обычно: смотришь снятый материал — объясняешь, чего ждешь от тех, кто его снял.

— Ваш следующий проект по такому же принципу делается?

— Да.

Новости и материалы
В Литву не пустили вагон со знаком Z
Мишустин пообещал разобраться с министрами, не ответившими на звонки депутатов
Акции российских золотодобытчиков резко подорожали
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с автобусом в Петербурге
Для упрощения выплат правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
Все новости