Собирать свою театральную коллекцию Валентин Соляников начал относительно недавно, но за короткий срок достиг впечатляющих результатов. Это было тем более непросто, если учесть, что многие артефакты, связанные с историей сцены, давно хранятся в государственных музеях, да и частные коллекционеры этой тематики проявляют себя людьми неленивыми, готовыми мчаться за интересным экспонатом хоть на край света. Конкурентов у Соляникова хватало и хватает, однако чего не совершишь ради страсти к театру.
За несколько лет собиратель приобрел сотни художественных работ, фотографий, предметов реквизита, по которым можно восстановить многие эпизоды театральной жизни в России.
На нынешней выставке преобладают вещицы, датированные первой половиной прошлого века, хотя можно отыскать и кое-что из века девятнадцатого – например, акварельный портрет художницы Софьи Сухово-Кобылиной, сестры знаменитого драматурга. Но сомневаться не приходится: главной привязанностью коллекционера стал театр Серебряного века и первых послереволюционных десятилетий. Работы Льва Бакста, Константина Коровина, Александра Головина, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Александры Экстер, Надежды Удальцовой и многих других художников, неразрывно связанных с историей отечественной сцены, соседствуют с фотографиями, где фигурируют знаменитые актеры и режиссеры. Особой гордостью собирателя стали театральные костюмы, созданные по эскизам Бакста для танцоров дягилевской антрепризы. Зрительское волнение наверняка вызовет и посмертная маска Анны Павловой.
Авангардный период обозначен спектаклями Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Марджанова.
Например, в коллекции образовалась внушительная подборка афиш Гостеатра имени Мейерхольда – здесь и «Лес», и «Баня», и «Горе уму». Можно увидеть редкие эскизы Григория Козинцева, будущего кинорежиссера, к постановкам петроградской «Фабрики эксцентричного актера». Обильно представлены театральные художники Борис Эрдман, Федор Федоровский, ставший главным художником Большого театра, Нина Айзенберг, блиставшая в постановках «Синей блузы», Валентина Ходасевич, Петр Вильямс – всех не перечесть. Кстати говоря, когда соединяются в одной экспозиции стили дореволюционные, раннесоветские и времен «культа личности», становится заметно, что даже в 1930–50-е годы театральные художники продолжали некоторые прежние традиции, которые официально не приветствовались.
Замаскировать декаданс и авангард под социалистический реализм оказалось не так уж трудно.
Кроме всего прочего, коллекция Валентина Соляникова иллюстрирует и без того вроде бы очевидную истину – мир театральных художеств почти безграничен. Уж сколько, казалось, всего видано и перевидано на эту тему, но вот появляется новый собиратель – и у него опять жемчужные россыпи. Многие работы из этой коллекции никогда прежде на публике не появлялись. Откуда что берется? Не зря все-таки то время, которому посвящена выставка, называют эпохой небывалого культурного расцвета. Этот расцвет уходит все дальше в прошлое, но именно издалека и удается ощутить его в полной мере.