Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Академик легкого абсурда

Выставка «Нежная логика легкого абсурда»

На гастроль в Пушкинский музей прибыла выставка «Нежная логика легкого абсурда» Войо Станича – «бархатного» сюрреалиста из Черногории, любимого художника Эмира Кустурицы.

У самого синего Адриатического моря, в городке Герцег-Нови, живет художник Войо, он же Воислав Станич, которого местные жители почитают как мастера европейского масштаба. Поскольку других великих живописцев в окрестностях не наблюдается, этот статус прижился без особых усилий со стороны автора. Неподалеку расположен домик еще одной европейской знаменитости – кинорежиссера Эмира Кустурицы. Время от времени два соседа встречаются, чтобы выпить бутылочку-другую красного вина, поговорить о судьбах искусства и, возможно, затянуть дуэтом народную песню. Существенная разница в возрасте дружбе не помеха. В результате Кустурица стал обладателем большой коллекции произведений Станича и даже регулярно помещает репродукции его картин на обложки дисков своего No Smoking Orchestra.

Но вообще-то создатель балканских кинопритч еще под стол пешком ходил, когда Войо Станич начинал покорять континент не менее балканскими сюрреалистическими байками.

Тут необходимо пояснить, что будущий художник родился в 1924 году, ровно в тот момент, когда во Франции появился первый манифест сюрреализма, сочиненный Андре Бретоном. Соответственно, к моменту творческой зрелости Станича данное эстетическое направление выглядело уже довольно архаическим. Однако такие мелочи не могли смутить прогрессивных художников из соцлагеря – для них все было в новинку, все подлежало собственноручному освоению. Так появился «бархатный сюрреализм», где тон задавали авторы из Восточной Европы. Войо Станич принадлежит именно к этой славной плеяде.

Чем характерны его опусы?

Тем, что в них многое заимствовано из наследия старших европейских товарищей (упомянем хотя бы Джорджо де Кирико, Поля Дельво, Сальвадора Дали, Рене Магритта), однако заимствования эти не сопровождаются былым пророческим блеском в глазах. К чему оголтелый фрейдизм, вдохновенный морфинизм и нахрапистый радикализм, если жизнь хороша и жить хорошо? Сюрреалистические видения Станича напоминают полудрему в тот момент средиземноморской сиесты, когда обед уже давно прошел, а полдник еще и не думал начинаться. В такие минуты особенно хорошо думается о связи прошлых культур с современностью, о многозначности изобразительных символов и о людях в окрестных селениях, тоже склонных немного расслабиться в ожидании вечерней прохлады.

Потому не ищите в этих холстах (которых прибыло в Москву около четырех десятков) следов разочарования в человечестве, программных установок на преобразование мира или хотя бы жесткого абсурда.

Как и было сказано, абсурд легкий, а логика его нежная.

Наличествует карнавал, где все персонажи изображают что-нибудь значительное, но стараются не сильно, как подвыпившие Деды Морозы на четвертой елке за вечер – и за бестолковую возню среди декораций все им прощаешь. Это весьма гуманистическое и даже интерактивное искусство –

в том смысле, что зрители сами должны вызывать Снегурочку, побеждать Бабу-Ягу и раздавать детишкам подарки.

Художник, разумеется, делает все возможное, чтобы поддержать атмосферу общего веселья, но сконцентрироваться на процессе не очень получается. У него есть несколько профессиональных рецептов, с помощью которых он задает интонацию – например, оливковые и охристые колориты, а также разного рода трюки со шляпами, зонтами, аэропланами и отражениями в водах Адриатики. А чтобы никто не сомневался в серьезности намерений, Войо Станич время от времени подпускает в композиции некие геометрические НЛО – с сюжетами картин никак не связанные, но явно что-то означающие в контексте искусства ХХ века. То ли тихий Малевич пролетел, то ли Мондриан помахал рукою с небес, то ли основатель оп-арта Виктор Вазарели подмигнул искушенному зрителю. Короче, неспроста эти фиговины маячат на горизонте. Придают основательности.

Раздольное сочинительство Войо Станича следовало бы отнести к жанру «дольче фарниенте», сладкого безделья, и оставить его без пристального внимания.

Но вспомним про его соседа Эмира Кустурицу – и тогда вся эта художественная деятельность обретает иной смысл. Вроде бы тут не просто ленивые перепевы первоначальных сюрреалистов, а целые «Песни западных славян». Мол, такая образовалась цивилизация, выразить которую нельзя иначе. По сути, это китч, возведенный в ранг национальной идеи. Не зря Станичу дали в Черногории звание академика и закупили его работы во все местные музеи. И статус европейской знаменитости подогревается неспроста. Нужно, чтобы на фоне узнаваемых стилей процвела локальная манера – и тогда всякий скажет: «Да-да, припоминаю, это какой-то тамошний художник, очень забавный». Страна может гордиться.

Новости и материалы
В США заявили, что летом Украину ожидает катастрофа
Автобренд VGV сертифицировал два новых кроссовера для России
В Британии оценили предупреждение Путина Западу по Украине
Российских атлетов на Играх в Париже сравнили с разведчиками в тылу врага
В Пензе бригадир строительной компании украл оборудование на 500 тыс рублей
В Азербайджане перестанут отпускать анальгин и витамин С без рецепта
Власти Грузии обязали иностранцев оформлять медицинскую страховку
На Солнце произошла мощная вспышка
В российском регионе врачи спасли младенца с агрессивной кистой печени
Стало известно, что Шольцу неприятны милитаристские призывы главы МО Германии
Пятилетнего ребенка ударило током от электроизгороди для скота
Стало известно будущее Роналду
На всей территории Украины объявлена воздушная тревога
Спасатели вытащили женщину из затопленной машины на паркинге в Москве
В Москве и Подмосковье 1 июня ожидаются жара и грозы
Посол усомнился в участии украинцев в боях в Судане
В «Рейнджерс» похвалили российского голкипера «Флориды»
Лесной пожар в Ростовской области локализован на площади 169 га
Все новости