Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Забывая про каноны

Персональная выставка Веры Ермолаевой

Легендарная авангардистка стремилась преодолеть концепцию супрематизма, но не успела создать собственную. «Галеев-галерея» показывает первую в Москве персональную выставку художницы Веры Ермолаевой.

Незадолго до революции она входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» – вряд ли тогда этот черный юмор казался провидческим. Впоследствии некоторых из тех эпатажников действительно выдавливали из социума бескровно и мучительно – это было убийством в переносном смысле. А Вера Ермолаева лишилась жизни способом самым что ни на есть действенным и кровавым – ее расстреляли в лагере в 1937 году. Долгое время бытовала легенда, что она вместе с другими заключенными погибла при затоплении баржи в Аральском море. Но нет, архивные документы подтвердили: была применена банальная «высшая мера пролетарского возмездия».

Глупо вопрошать, за что покарали.

В 1934 году, когда Ермолаеву арестовали и вынесли первый приговор (тогда еще не смертный), в Ленинграде «мели» всех подряд – дело было сразу после убийства Кирова. Художница возглавляла кружок «живописно-пластического реализма», участники которого собирались вместе и дискутировали об искусстве. Чем не «контрреволюционная деятельность»? Наверное, при ином раскладе небесных светил Ермолаева могла бы и избежать прямых репрессий, но кислород бы ей перекрыли в любом случае. Тот «живописно-пластический реализм», который она исповедовала, существенно отличался от ненавистного власти абстракционизма – но и с социалистическим реализмом не имел ничего общего. Следователи НКВД в вопросах искусствознания разбирались слабо, зато людей, чуждых по духу, определяли за версту.

Между тем, Вера Ермолаева, несмотря на свое дворянское происхождение, принадлежала к поколению художников, звавших и поддерживавших революцию в России.

Им казалось, грядет очистительная волна, искусство наконец-то станет свободным. В 1919 году именно революционные убеждения привели Ермолаеву из Петрограда в Витебск, где Марк Шагал затеял художественное училище для народных масс. Хорошо известна случившаяся там коллизия, в результате которой Шагал покинул и Витебск, и страну, а главой заведения стал Казимир Малевич. Его идеи явно импонировали Вере Ермолаевой, которая поддержала УНОВИС (общество Утвердителей нового искусства) и включилась в коллективную практику супрематистов. По возвращении в Петроград связи не оборвались: Ермолаева работала в Институте художественной культуры, основанном Малевичем. Но ее собственная эволюция вела в другую сторону. Супрематизм переставал казаться единственно верной концепцией.

На нынешней выставке (действительно первой в Москве – до того были лишь две персоналки в Ленинграде-Петербурге) можно своими глазами увидеть, что подразумевалось художницей под собственным путем.

Уроки беспредметности не прошли даром, но теперь базисом для художественных образов должны были служить впечатления реальности. Разумеется, никакого иллюзорного сходства – только «отношения между предметами». Но в поисках этих отношений Ермолаева отправлялась на пленэры, что выглядело откровенной ересью с позиций «нового искусства». Художница нащупывала свою эстетику, которая во многом перекликалась с европейскими тенденциями тех лет. Увы, то, что процвело в Европе, у нас подверглось жесточайшему искоренению.

Станковую живопись и графику Ермолаева считала своим главным занятием – и не могла ему уделять достаточных сил и времени, чтобы высказаться во всей полноте.

Последние годы жизни она много занималась книжной иллюстрацией – по счастью, там ей удавалось реализовывать свои художественные установки.

В ленинградском «Детгизе» и некоторых других издательствах в конце 1920-х – начале 1930-х возникла уникальная ситуация сотворчества. Как писал современник, «туда шли все, в ком было живое чувство живого искусства». Дружеские отношения с обэриутами – Хармсом, Введенским, Заболоцким, Олейниковым – позволяли Ермолаевой ощущать себя среди своих и заниматься подлинным творчеством. Пожалуй, книжные и журнальные иллюстрации остались «визитными карточками» художницы – с учетом того, что значительная часть ее наследия вовсе не сохранилась. И все же очень заметно, что потенциал ее был шире и мощнее, что зрела универсальная художественная манера, способная повлиять на многое и на многих. Но на пороге уже стоял год 1934-й...

Новости и материалы
В Литву не пустили вагон со знаком Z
Мишустин пообещал разобраться с министрами, не ответившими на звонки депутатов
Акции российских золотодобытчиков резко подорожали
МЧС РФ назвало число жертв в ДТП с автобусом в Петербурге
Для упрощения выплат правительство создаст реестр нуждающихся граждан
Владельца затонувшего в Петербурге автобуса штрафовали за нарушения 23 раза
Власти сообщили о состоянии пострадавших при ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
Все новости