Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

История без географии

Анекдот советской эпохи. Идет госэкзамен в медицинском институте. Лежат два скелета. Председатель комиссии спрашивает выпускников:
— Что вы можете про них сказать?
Выпускники молчат.
— Ну, чему же вас учили все эти шесть лет?
Голос с места:
— Неужели Маркс и Энгельс?

Российская школа, конечно, не советский вуз, но тоже может кое-чему однообразному научить. Неутихающий скандал с исключением множества школьных учебников из федерального списка, утвержденного Министерством просвещения после дополнительной экспертизы в декабре 2018-го, — это нескончаемая череда советских анекдотов. Экономику нельзя преподавать, судя по исключению из списка учебника Игоря Липсица для 10-11 классов, без оптимистического упоминания «прорыва» и «импортозамещения».

Литературное чтение за 1 класс не решает задачу формирования основ гражданской, этнокультурной и общенациональной идентичности учащихся. Причина: в учебнике наряду с русским фольклором в значительном объеме представлен фольклор разных народов мира. Фамилия автора сборника — Кац. Может быть, это тоже звучит для кого-то недостаточно гражданственно? Учебник по литературе для 5 класса под редакцией Александра Архангельского не способствует межрелигиозной толерантности. Между нами говоря, большая часть активности сегодняшнего православного официоза и телевизионной пропаганды не способствует межрелигиозной толерантности, а здесь, кажется, дело в том, что Архангельского тоже многие «эксперты», привлеченные государством, считают чрезмерно либеральным публичным интеллектуалом.

Идеологическая мотивированность такого рода скандальных решений абсолютно очевидна: ее и не скрывают, а, напротив, сознательно и нарочито выпячивают. И никого не смущает, что вместо, например, понимания смысла и основ современной экономики ученик будет потреблять «прорывные» лозунги, как те самые студенты-медики из советского анекдота изучали марксизм-ленинизм вместо профильных дисциплин.

На выходе — депрофессионализация и идеологизация не на базе Маркса-Энгельса-Ленина, а на основе слегка отполированных православия-самодержавия-народности.

Ну, в конце концов, знамя есть знамя, с ним можно идти в светлое будущее от победы к победе, как герой Андрея Миронова в «Бриллиантовой руке» шел с палкой с семейными трусами на ней. Продается все, кроме знамени, но на определенных условиях все-таки можно договориться. Например, сначала убирается из Федерального списка учебник математики Людмилы Петерсон как не способствующий воспитанию патриотизма. В чем может состоять патриотизм в точных науках, да и в науке как таковой — вопрос сложный, но преподавалась же когда-то в МГУ (тоже был страшный скандал) «православная социология», почему бы и математике не быть русской народной, а статистике — «прорывной» аж до 2,3% роста ВВП в 2018 году. Но вот что симптоматично: учебник вернули. Только при этом передали его издательству «Просвещение», которое — и об этом тоже трубят на всех перекрестках — в результате нескольких волн чисток последовательно увеличивает свою долю на рынке официально одобренных учебников до монопольных. Доля может вырасти до минимум 85%, по оценкам конкурентов, писал «Коммерсантъ». Если это и рынок, то, безусловно, административный. Интересно, сказано ли хотя бы в одном официальном школьном учебнике экономики о существовании такого рынка?

В феврале несколько сотен учителей географии из разных регионов страны написали письмо Сергею Шойгу как председателю Русского географического общества: «Процедура проведения дополнительной экспертизы привела к тому, что из Федерального перечня были исключены не просто хорошо известные педагогам линии учебников, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны как у учителей, так и у экспертов, а именно те учебники, по которым работает более 90% школ РФ в 85 субъектах». Главное, пишут географы, еще не пропившие свой глобус, школы в стране разные, и им требуются разные учебники для разных целей. А политика зачистки Федерального списка и его монополизации лишает преподавание вариативности.

Вариативность — ключевое слово. Отсутствие вариативности не позволяет подготовить детей к жизни в современных обстоятельствах. А для подготовки к жизни — в силу ее чрезвычайного разнообразия и ускорения изменений — в детях следует воспитывать, как говорит известный психолог Александр Асмолов, преадаптивность, способность реагировать на перемены.

С едиными учебниками и идеологическими лозунгами в головах к такой жизни едва ли можно подготовиться.

Отсутствие вариативности — это и род социальной сегрегации. Федеральный список — это для тех, кто учится в обычных школах. Высокодоходные и ориентированные на школьное образование в продвинутых школах семьи имеют возможность обучать своих детей по разным учебникам, в том числе и не из этого списка. Получается, что одним — все, а другим — школьное скудное меню, по которому готовят социально ущербную и идеологически выдержанную, а значит, управляемую часть населения.

Каких «патриотов» воспитывала советская школа, помнят все, кто ее оканчивал. В лучшем случае это было воспитание лицемерия и двойного сознания и подготовка к жизни в рамках не закрепленной в партийных документах максимы «Мы делаем вид, что вам платим, вы делаете вид, что работаете». Ничто так не дискредитировало начальство, как цитирование начальства. Ничто так не провоцировало поиски альтернативных источников знаний и информации, как единообразие учебного процесса.

Хотя, конечно, исторические цифры и факты из учебников выветривались из голов, а мифология оставалась — отсюда и сегодняшняя неистовая борьба за идеолого-патриотическую чистоту учебников не только по истории и литературе, но и по точным и естественным наукам.

Если в них нет прямой пропаганды «правильных» ценностей, то есть умолчания, как во многих школьных учебниках истории, или специфическим образом построенная структура, как в учебниках литературы для старшеклассников, где «патриотическим» писателям уделяется больше внимания, чем всяким сомнительным.

Но ведь в конце концов в модернизированном обществе все равно нельзя навязать единый подход. Многое зависит от самой школы и от самого учителя — они могут давать любые материалы, хоть в бумажном виде, хоть в виде ксерокса. А родители все равно привыкли в начале учебного года бегать по магазинам в поисках тех пособий и рабочих тетрадей, которые требует именно их учитель, а не министр просвещения, министр культуры или Роскомнадзор, который ухитрился запретить методичку «Мемориала» о сталинизме для учителей, признанную «экспертами» опасной для психического здоровья детей. Ну, бывает, — перепутали: это Сталин вреден для психического здоровья, и не только детей, а не правда о репрессиях.

Недавнее предложение министра культуры Мединского, поддержанное министром просвещения Васильевой — сформировать обязательный «культурный норматив» для школьников (сто лучших фильмов, сто спектаклей и т.д., «желательно отечественных») — строится в той же логике, что и зачистка линеек учебников. Это логика монополизации и избавления от вариативности.

Иностранные фильмы и книги зарубежных писателей трудно задавить бульдозерами как санкционную иностранную еду. Больше того, в этой идее «культурного стандарта» есть две ловушки. Во-первых, обязаловку школьники обычно не просто не любят, а люто ненавидят. Во-вторых, и это самое страшное для борцов с вариативностью, возможны побочные эффекты — а что как учащиеся полюбят кино, литературу, живопись и начнут увлекаться ими без оглядки на патриотические традиции, ценности, скрепы и руководящие представления о прекрасном? Выйдут за пределы ста книг по Мединскому-Васильевой. И как ими в таком случае управлять?

Новости и материалы
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Все новости