Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Груз безответственности

Кто проиграет в «войне фур»

«Газета.Ru» 15.02.2016, 19:12
Украинский активист стоит на блокпосту возле Львова, блокируя движение грузовиков с российскими... Стрингер/РИА «Новости»
Украинский активист стоит на блокпосту возле Львова, блокируя движение грузовиков с российскими номерами

В ответ на решение кабмина Украины о приостановке транзита российских грузовиков премьер Дмитрий Медведев заявил о возможном полном запрете движения по России всех видов транспорта с Украины. Политики, устраивающие «войны фур» в центре Европы, будто забывают, что их взаимные удары наотмашь бьют прежде всего по собственным гражданам и собственному малому бизнесу.

15 февраля Украина официально приняла решение приостановить транзит российских грузовиков через свою территорию в ответ на решение Минтранса РФ запретить украинским фурам въезжать в Россию. По словам премьера Яценюка, украинская сторона проводит консультации со странами — членами ЕС относительно выполнения Россией базовых принципов ВТО.

В России, в свою очередь, тоже апеллируют к международному праву. По словам Медведева, это «безобразие, которое нарушает все международные правила перевозки, требует адекватного ответа». Премьер имеет в виду блокаду российских фур активистами из Западной Украины, что и стало официальным предлогом для российского решения «ударить» по украинским перевозчикам.

Впрочем, еще в середине января Россия в одностороннем порядке начала требовать провозить транзитные украинские товары только через пункты пропуска на российско-украинской границе.

Вероятно, именно с этого момента и можно вести отсчет нынешней «войны фур».

Хотя, по большому счету, нынешняя транзитная война началась не вчера и не сегодня, а гораздо раньше, став прямым следствием «горячей фазы» войны на Украине. В том числе гуманитарных конвоев, которые Россия направляла в Донбасс без согласования с украинскими властями. Украина в ответ стала блокировать транзит российских грузов для наших миротворцев в Приднестровье. Еще в апреле 2015 года официальный Киев поставил вопрос о денонсации соглашения по транзиту российских военных и грузов для них в Приднестровье.

Параллельно «войне фур» с Украиной у России открыт и второй фронт — польский.

1 февраля истек срок российско-польского соглашения о взаимных автоперевозках. Нового заключить пока не удалось. Движение грузов через российско-польскую границу прекратилось. Россия считает, что Польша требует слишком больших объемов перевозок для своих дальнобойщиков, тем самым дискриминируя наших.

К этой войне, похоже, подключилась и Румыния. Румынская таможня блокировала движение российских грузовиков на границе с Украиной, сообщают украинские СМИ. Якобы румынская таможня объявила забастовку и не пропускает российские грузовики в сторону Украины. Таким образом, блокировка проезда фур из России происходит с обеих сторон границы между Румынией и Украиной.

Российская политика в стиле «кругом враги» вкупе с заметным пренебрежением международными договоренностями каждый день приносит все новые результаты — правда, вряд ли те, которых ожидали ее инициаторы.

Вместо страха и трепета «враги» стали тоже показывать зубы. А страдают прежде всего люди.

С Украиной мы ведем торговую войну по политическим причинам. С Польшей — преимущественно по экономическим, хотя, конечно, и тут без политики не обошлось, ведь Польша остается одним из самых последовательных противников и критиков России в ЕС. В итоге получается как в известной пословице: «Паны дерутся — у холопов чубы трещат».

Заложником этих войн становится наш малый бизнес и наша внешняя торговля, и так падающая два года подряд катастрофическими темпами. Только за 2015 год она сжалась на треть. Да еще и при рекордном падении внутреннего розничного товарооборота.

Теперь нашим фурам приходится ездить через Белоруссию и Литву, где на границе образовались безумные очереди из-за ограниченной пропускной способности. Потом по три недели стоять в очереди на паром в Европу. В Клайпеде уже покончил жизнь самоубийством один российский 43-летний дальнобойщик. Есть еще объездной путь через Финляндию — тоже не самый удобный для проезда в Европу, что сильно влияет на сроки доставки товаров, а в конечном счете — и на цену.

Убытки за это бизнесменам никто, естественно, не компенсирует.

Можно, конечно, утешать себя тем, что полякам и украинцам тоже несладко приходится, но вряд ли это сильно бодрит российских перевозчиков, которые теряют свой и так тяжелый и не сильно прибыльный бизнес.

Наша страна за последние годы прекрасно научилась мгновенно закрывать границы, не входя в положение тех, кто уже оплатил товар, находится в дороге, ждет доставки товаров, в том числе скоропортящихся продуктов или жизненно важных лекарств из-за рубежа. Мы по щелчку вводим все новые и новые санкции против наших политических противников. Только эти санкции бьют прямо в лоб в основном российскому же бизнесу.

Получается, все издержки наших постоянных политических, дипломатических, экономических противостояний несет тот самый малый бизнес, который государство пытается поддерживать, правда пока исключительно на словах. А в конечном итоге расплачиваются все граждане страны, которые вынуждены покупать товары все дороже и все более плохого качества.

Вообще,

к бизнесменам у нас относятся как к неким теневым шаромыжникам, которые только и мечтают всех обжулить. Забывая, что именно эти люди обеспечивают нас едой, лекарствами,

в общем, многим повседневным. Не госкорпорации, а именно эти граждане и эти маленькие компании, те же самые люди, которых все время пытаются выставить в глазах простых потребителей ворюгами-кровопийцами. Жуткое деление на государство, вороватый бизнес и бедного обывателя. Ненавистнический революционный расклад.

Можно сколько угодно говорить миру, что западные санкции не имеют смысла, как заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью «Евроньюс».

Но по своим зарплатам и прилавкам магазинов граждане наглядно ощущают смысл и последствия этих санкций. Причем и своих, российских, вводить которые нас никто не заставлял.

Уж с Польшей точно можно было заранее договориться о транзите. Или попытаться решить проблему с украинскими радикалами вместе с украинской стороной, вместо того чтобы за несколько дней доводить эскалацию конфликта до угрозы полного запрета транспорта из соседней страны.

Внутри России государство видит, как правило, только крупный бизнес и заботится по мере сил о его интересах. А на остатки малого давит разными способами — от системы «Платон» до внезапного сноса десятков торговых объектов в Москве. Так мы фактически добиваем тех самых мелких предпринимателей, которые составляют экономический и социальный костяк всех развитых государств. Людей, независимых от власти. Ответственных граждан, способных самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

Видимо, иметь дело с зависимыми бюджетниками, которые поддержат любое действие государства, лишь бы оно не перестало им платить зарплаты и нищенские пособия, куда удобнее. Вот только никакой госбизнес, в реальности давно ставший вотчиной конкретных связанных с властью людей, страну из кризиса не выведет. А на бюджетников в какой-то момент может не найтись денег.

Кажется, сегодня бесперебойно в стране возится только один груз — груз безответственности.