Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Следите за руками

Почему граждане отказываются платить за ЖКХ

«Газета.Ru» 01.09.2015, 20:52
vk.com

Недовольство услугами ЖКХ растет вместе с тарифами. Коммунальные платежи становятся для большинства граждан все более неподъемными, особенно в тех регионах, где взносы на капремонт увеличили квартплату чуть ли не вдвое. Но государство разучилось мыслить нелинейно не только в политическом поле, но и в бытовом. Настойчиво ужесточая контроль над выплатами, пытаясь наказать должников, власть, кажется, все больше теряет контроль над самой ситуацией.

По свежим данным ВЦИОМа, каждый второй россиянин считает плату за капремонт «обременительной», каждый третий готов протестовать против нее, подписывая петицию, каждый пятый в качестве протеста готов не платить за ЖКХ. Против новой графы в едином платежном документе собираются подписи, проводятся митинги в разных городах России.

Граждан легко понять: в стране разворачивается кризис, экономика падает вместе с рублем, безработица растет, деньги у населения кончаются, и вместе с этим происходит разительный рост расходов на ЖКХ. С учетом нового взноса на капремонт ежемесячные коммунальные платежи в среднем по стране составляют около 4,5 тыс. руб. Это большие деньги.

Причем, по данным Росстата, в столице расходы еще гораздо ниже средних по стране, да и городские субсидии помогают тем, у кого доходы совсем невелики. Самая большая доля расходов на ЖКХ приходится на жителей Московской области. В Ямало-Ненецком округе и на Камчатке средняя квартплата достигает чуть не 8 тыс. руб. К тому же не стоит забывать, что цифры расходов за содержание жилья скоро возрастут еще больше, когда во второй половине 2016 года в силу вступит новый налог на недвижимость.

Параллельно серьезно ужесточается контроль за платежной дисциплиной. Осенью депутаты рассмотрят вопрос об увеличении в два раза пени за просрочку оплаты ЖКХ.

А пока коммунальщики, не ограничиваясь одним лишь начислением пени, борются с неплательщиками напрямую, отключая им доступ к услугам за просрочку.

Причем борьба с должниками в России нередко сводится к тому, что «под раздачу» попадают не злостные неплательщики, а те, кто этого явно не заслуживает. Например, когда покупатель жилья сталкивается с тем, что предыдущие жильцы задолжали за квартиру десятки тысяч, но счет выставляют именно ему. Видимо, бороться с настоящим злом система не в состоянии, поэтому перемалывает тех, кто по воле случая попался у нее на пути и дисциплинированно пытается следовать всем законам и правилам.

Но даже если претензии справедливы и должник готов оперативно погасить долг, ему для начала придется ощутить на себе, насколько он беспомощен перед системой.

Так, борьбу с должниками в этом году активизировал и «Мосэнергосбыт». Один из читателей «Газеты.Ru» рассказал редакции, как монополист без постановления суда отключил ему в квартире электричество за долг в 6 тыс. руб. Чтобы вернуть домой цивилизацию, пришлось заплатить 1,5 тыс. руб. — чтобы электрик подъехал по адресу и вновь соединил провода. Это помимо пени, которую «Мосэнергосбыт» начисляет на всю сумму за каждый день просрочки. Причем электрика придется ждать 48 часов. Хотите быстрее — на счет монополиста нужно будет перечислить уже 3 тыс. руб.

Система ЖКХ, несмотря на бесконечные реформы в этой сфере, остается страшно забюрократизированной, неповоротливой, а главное, абсолютно непрозрачной, заточенной скорее на сбор денег, чем на предоставление услуг.

Должникам грозят повышенными пенями и угрозами «отключить свет, газ, телефон», но, как только возникает вопрос к управляющим компаниям — протекла крыша или сломался лифт, начинается долгий марафон с поиском того, кто должен возмещать ущерб жильцам залитой дождем квартиры или компенсировать необходимость подниматься пешком на 25-й этаж с детской коляской. Предоставляющие услуги ведомства обычно пытаются свалить ответственность друг на друга, а то и на самих жильцов — дескать, не умеете правильно эксплуатировать лифт.

Именно поэтому аргумент «а в Европе тарифы еще выше» не работает. Все-таки не в Европе живем. Российских граждан используют сегодня скорее как кошелек, нежели как собственников жилья и заказчиков услуг.

Вводя плату за тот же капремонт, гражданам поясняют: вы в ответственности за свое жилье, в том числе за весь дом, за все общее имущество, а не только за свои квартиры. Но если это так, то и эксплуатировать жильцы должны весь дом: от подвала до чердака.

Например, сдавать в аренду нежилые помещения или собирать деньги за рекламные баннеры на фасадах. Самим решать, сделать ли во дворе платную парковку, и самим думать, куда собранные средства потратить — на возведение во дворе фонтана или на погашение части коммунальных платежей. Тогда бы жильцы куда вернее почувствовали, что они хозяева своего дома, нежели отчисляя деньги на капремонт куда-то в общий котел.

Но власть, выстраивая свою строгую вертикаль, разучилась мыслить нелинейно не только в политическом поле, но и в бытовом.

Принять закон, предусматривающий дифференцированный взнос за капремонт (ведь все дома разные, и по году постройки, и по проекту, и по состоянию), — это слишком сложно, пусть лучше платят все одинаково, а мы потом решим, как эти деньги тратить, когда и на что.

В попытке приучить граждан к платежной дисциплине депутаты намерены принять закон о двукратном повышении пени — с 10% годовых до 23%.

Злостных неплательщиков это вряд ли напугает (маргиналам все равно, сколько не платить), а людей в тяжелой жизненной ситуации может просто подкосить. Вместо того чтобы пойти неплательщику навстречу, предложить схемы погашения долга и другие варианты выхода из ситуации, законодатели все закручивают и закручивают вентиль. Не предлагая никакой альтернативы. И рискуя получить в ответ, в лучшем случае, еще большую армию неплательщиков, в худшем — армию несогласных с такой политикой.