Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Легко ли начать бизнес в России

Александр Шохин о том, с какими трудностями наиболее часто сталкиваются предприниматели

Российский союз промышленников и предпринимателей уже на протяжении семи лет проводит опрос своих членов по ключевым элементам, которые составляют предпринимательский климат России. Опрашиваются несколько сотен компаний из всех секторов экономики. Этот опрос проводился с конца октября 2014 по январь 2015 года. 66,7% респондентов относятся к крупному бизнесу, 13,3% — к среднему, и 20% — к малому.

Один из ключевых элементов делового климата в любой стране — легкость и простота процедур начала бизнеса. Что касается субъективных оценок простоты начала и расширения бизнеса, мы спрашивали у респондентов, насколько просто создать новую компанию и насколько легко существующей компании выйти на рынок другого региона.

Более половины компаний уверены, что начинать свой бизнес на сложившемся рынке в регионе сложно.

Пусть эта доля снизилась с 2013 года на 7,3%, она по-прежнему очень высока, как и барьеры на пути новых «игроков», желающих занять свою нишу в экономике регионов. Об этом свидетельствует сокращение числа тех респондентов, которые утверждали, что начать новый бизнес в регионе легко.

Насколько легко начать бизнес в регионе, в котором работают компании респондентов (%)

Аналогичная ситуация складывается с выходом существующих компаний на новые рынки.

По сравнению с результатами 2013 года доля негативных оценок возможности выхода существующих компаний из другого субъекта РФ на рынок региона, в котором работает респондент, стала ниже на 11,9%, то есть в 2014 году респонденты видят некоторое снижение барьеров на пути освоения новых рынков для компаний. В 2014 году более трети компаний считают, что выйти на региональный рынок легко (в той или иной степени), в 2013 году эта доля составляла 37,6%.

Эти результаты близки к оценкам уровня недобросовестной конкуренции, полученным в рамках опроса РСПП. Чуть более 20% респондентов назвали недобросовестную конкуренцию одной из наиболее острых проблем для ведения предпринимательской деятельности в России, при этом уровень озабоченности этой проблемой растет.

Более половины компаний (52,2%) указали в 2014 году, что их организации сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции в единичных случаях, регулярно — 22,5%.

Насколько легко компании из другого региона выйти на рынок субъекта РФ, где работает компания респондента, в 2013–2014 годах (%)

Есть и более объективный показатель легкости начала дела — как быстро можно создать новую компанию. Медианное значение длительности процедур в соответствии с опросом — 27 дней, что больше результатов Doing Business (8 дней), но не так сильно отличается от Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (средние результаты группы лидеров — 10,95 дня, средние результаты группы «аутсайдеров» — 21,47 дня).

Данное различие связано с тем, что, во-первых, методология опроса РСПП отличается от методологии Doing Business и Национального рейтинга, которые оценивают стандартные процедуры регистрации компании, тогда как РСПП просит оценить срок, который требуется организации с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности, во-вторых, в Doing Business включены результаты только по Москве и Санкт-Петербургу, а пилотный Национальный рейтинг включал результаты только 21 региона.

Необходимо отметить, что сама процедура регистрации предприятий не вызывает особых сложностей: ФНС России сделала очень много для упрощения процедуры и максимального перевода ее в электронную форму.

Тогда как остальные элементы, характеризующие простоту начала деятельности компании, — получение финансирования, доступ к недвижимости, получение лицензий (если это необходимо) и другие — являются серьезными барьерами для новых компаний.

Программы поддержки малого и среднего бизнеса лишь частично сглаживают остроту существующих проблем. Требуются универсальные, системные меры по улучшению деловой среды, которые мы и планируем обсудить на традиционной Неделе российского бизнеса, проходящей с 16 по 20 марта.

Автор — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

Новости и материалы
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Франция не выдает визы вновь назначенным сотрудникам МИД России
ВСУ обстреляли медицинское учреждение в Донецке
Все новости