Завкризисом

Премьер Путин готов нести ответственность за победы, но уж никак не за проблемы

«Газета.Ru» 12.12.2008, 15:03
ИТАР-ТАСС

«Единая» антикризисная комиссия вряд ли придумает новый способ борьбы с кризисом. Но как громоотвод на случай нарастания социального недовольства она вполне может пригодиться.

Три месяца борьбы с кризисом привели наше руководство к мысли, что пора поставить это дело на добротную постоянную основу. Теперь все антикризисные усилия будут направляться, как выразился Владимир Путин, из «единого центра». Во главе этой новой структуры («единой комиссии») поставлен первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Человек неосведомленный мог бы сказать, что необходимости учреждать какую-то особую комиссию по оперативным вопросам у нас нет по той простой причине, что она и так существует. И называется правительство Российской Федерации.

В круг его официальных обязанностей как раз и входит все, что Владимир Путин отнес к сфере ведения создаваемой комиссии Шувалова – и «разработка оперативных мероприятий по обеспечению макроэкономической стабильности», и «оперативное противодействие негативным социальным тенденциям».

Не нуждается вроде бы правительство и в каких-то спецмероприятиях по укреплению единства. Что может быть более единым, чем высший орган исполнительной власти, сформированный и возглавляемый самым влиятельным человеком в стране?

Но так могут рассуждать только люди, не знающие наших тонкостей.

Во-первых,

наш кризис, как известно, явление не внутреннее, а сугубо внешнее. После длительных колебаний насчет того, употреблять ли это слово вообще, решили: употреблять, но с обязательным добавлением слов «глобальный» или «мировой».

Именно в таких выражениях его и аттестовал Путин, уведомляя правительство о создании вышеупомянутой антикризисной комиссии. Экономические неприятности проникают к нам из-за кордона, внутренних корней у них нет, и поэтому главная задача лежит как бы в международной плоскости – «реагировать на происходящее в мировых финансах и проблемах».

Если рассуждать последовательно, то «реагирование» на эти внешние инсинуации следует поручить министерству иностранных дел. Но ведомство Сергея Лаврова и без того загружено неотложными делами: налаживанием дружбы с прогрессивными режимами Латинской Америки, а теперь вроде бы еще и организацией вступления в ОПЕК.

К тому же на антикризисной ниве остро нужны реальные результаты, что является веским доводом в пользу подключения людей из сфер практических, даже если это и идет вразрез с официальной трактовкой событий.

Что же касается того, почему «ответственным за кризис» стал не премьер, а его первый зам, то и тут все в духе сложившегося распределения ролей.

Премьер Путин готов нести ответственность за победы, но уж никак не за проблемы. Какая-то единая структура, с которой он мог бы строго спрашивать за все кризисные неприятности, совершенно необходима.

Проволочки с ее организацией объясняются лишь тем, что кризис явился полной неожиданностью для наших властей и им понадобилось несколько месяцев на привыкание к мысли, что он всерьез и надолго.

Несмотря на тяжесть и непопулярность новых обязанностей, назначение главой антикризисной комиссии – явный кадровый успех Игоря Шувалова. До сих пор он ведал мониторингом финансов и бизнеса, а вице-премьер Александр Жуков занимался обобщением социальных проблем. Передача обоих направлений в одни руки и как бы приравнивание их друг к другу по значимости отображает не только очередное снижение служебного веса Жукова.

Это еще и признак того, что

наверху, наконец, начинают осознавать масштаб общественных последствий того, что сейчас происходит с экономикой.

О том же говорит решение расширить права на получение пособия по безработице, а также выделение 150 млрд рублей «на поддержку рынка труда». Даже и частичное понимание того, что от кризиса страдают не одни только госмонополии, банки и магнаты – это, разумеется, немалый плюс.

Комментаторы обратили внимание, что структура, созданная для Шувалова, напоминает комиссии по оперативным вопросам 90-х годов, учреждавшиеся под Сосковца или Чубайса. Они были инструментами тогдашней внутриправительственной борьбы и особыми практическими достижениями не запомнились.

Сегодняшние расклады не во всем похожи на тогдашние, но председатель правительства в своем напутственном слове не зря повторял слова «единый» и «единая». Единство там действительно в дефиците.

При всей авторитарности стиля сегодняшней власти, правительство остается конгломератом автономных и полуавтономных ведомств с разными интересами, разной степенью управляемости и совершенно разными способностями к координации действий.

Единая шуваловская комиссия имеет шанс сделаться не столько центром принятия решений, сколько символом дружной работы на общественное благо и одновременно громоотводом для недовольства. А реальная антикризисная политика, видимо, останется такой, какой и была – цепочкой импровизаций, компромиссов и метаний в поисках очередной панацеи.

Сейчас, например, в качестве единоспасающего средства ухватились за протекционизм. Только что ввели тарифные ограничения на импорт автомобилей, теперь объявлено об ограничениях на ввоз сельхозтехники. И впереди, видимо, немало других тарифных новинок, оплата которых ляжет на российского потребителя.

Впрочем, кризис это не только проблемы и не только лекарства, которые хуже болезни. Начинают созревать и вполне разумные решения – в тех, правда, ситуациях, когда для неразумных уже просто не остается возможности.

Вот, например, ради смягчения безработицы власти вроде бы подумывают о том, чтобы облегчить перемещения людей из одного региона в другой. И даже составлен законопроект, вводящий упрощенную процедуру временной регистрации иногородних россиян на новых местах, которая приравнивает их в правах аж к легальным мигрантам из-за рубежа.

Очень даже прогрессивное начинание, хотя и немножко половинчатое. Но главное ведь – начать. Еще несколько проблемных месяцев, еще несколько месяцев плодотворной работы антикризисной комиссии – и, глядишь, конституционное право граждан России на свободное перемещение по собственной стране будет узаконено в полном объеме.