Телефонные мошенники регулярно обновляют легенды для общения с потенциальными жертвами, однако большинство атак по-прежнему строится по типовым сценариям. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Центре цифровой экспертизы Роскачества.
Одной из популярных схем остаются звонки от имени «Почты России». Мошенники представляются курьерами или сотрудниками сортировочного центра и сообщают о заказном письме, якобы готовом к доставке. Под предлогом уточнения деталей они запрашивают код подтверждения, который на практике может относиться к банковским операциям или доступу к финансовым сервисам.
Широко распространены и звонки от псевдосотрудников операторов связи. Жертв предупреждают о якобы истекающем сроке действия SIM-карты и возможной блокировке номера. Для «продления» обслуживания злоумышленники просят сообщить код из SMS, что позволяет им получить контроль над номером и связанными с ним сервисами — от онлайн-банков до портала «Госуслуги».
Еще одна схема связана с заменой домофона. Звонящий представляется сотрудником управляющей компании, уточняет количество ключей и дату их получения, а затем просит назвать код из сообщения для «привязки оборудования». На деле этот код может использоваться для доступа к банковским приложениям.
После первичного контакта мошенники нередко развивают атаку, отправляя SMS о якобы несанкционированном входе в аккаунт «Госуслуг» с предложением срочно связаться со «службой поддержки». В ходе такого звонка аферисты пытаются получить реальные учетные данные пользователя.
Также сохраняется высокая активность схем от лица налоговой: злоумышленники сообщают о задолженностях или необходимости срочной подачи декларации, рассылают поддельные документы и предлагают решить вопрос передачей кодов подтверждения, установкой сторонних приложений или оплатой по фишинговым ссылкам.
Не теряет актуальности и легенда с доставкой товаров. Под видом курьеров маркетплейсов, служб доставки еды или цветов мошенники просят продиктовать код для «подтверждения» заказа.
Отдельную угрозу, по данным Роскачества, представляют схемы с использованием искусственного интеллекта, когда аферисты создают голосовые копии родственников или знакомых и просят деньги.
Кроме того, мошенники используют схему с «попыткой хищения средств»: жертве сообщают о якобы подозрительных операциях по счетам и под предлогом защиты требуют передать данные карты, коды из SMS или установить программы удаленного доступа.
Как отметил руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко, основными признаками мошенничества остаются внезапные звонки с сообщениями о проблемах, давление и спешка в разговоре, а также просьбы сообщить персональные данные или коды подтверждения.
«Ни одна официальная организация не станет запрашивать их по телефону», — подчеркнул он.
В Роскачестве рекомендуют при подозрении на мошенничество немедленно прекращать разговор и блокировать номер. Если конфиденциальные данные уже были переданы, следует срочно связаться с банком для блокировки карты, сменить пароли к ключевым сервисам и подать заявление через официальный сайт МВД или «Госуслуги».
Ранее сообщалось, что ИИ научился обманывать россиян в мошеннических письмах лучше людей.