Слушать новости

Аппетит приходит
в процессе любви

Разговоры о необходимости любить и поддерживать средний и малый бизнес закончились. Правительство переходит от слов к делу. Чиновники, похоже, руководствуются правилами детской игры - постояв у стенки с закрытыми глазами, они теперь могут смело двигаться на поиски зазевавшихся бизнесменов.

В то время как Минэкономразвития со скрипом проталкивает через правительство проекты поддержки предпринимательства, другие ведомства куда более успешны в своих новациях. МНС, например, уже согласовала со всеми ведомствами проект введения спецсчетов НДС. По самым скромным оценкам, эта сугубо фискальная мера способна заморозить до 20% оборотных средств предприятий. Получая кратковременный эффект роста собираемости налоговых платежей, МНС наносит ощутимый удар прежде всего по среднему бизнесу. В отличие от крупных компаний, средние и мелкие предприятия не обладают большим объемом оборотных средств и действуют в условиях конкурентных рынков. Кстати, характерно поведение РСПП, члены которого вели диалог с правительством относительно этой меры. Никакого желания воевать за «среднего брата» у олигархов не появилось. Что вполне логично: опыт Ходорковского показал, что лоббистский ресурс нашим промышленникам следует тратить исключительно на личные цели.

Одновременно министр по антимонопольной политике Илья Южанов предложил увеличить максимальную ставку штрафа для компаний с 5000 МРОТ до суммы, соответствующей 5-10% годового оборота предприятия. Для рекламных, дистрибьюторских, издательских компаний именно МАП является главным регулятором, и изменение принципов рестрикционной политики будет воспринято ими вполне однозначно. Это фискальная мера, способная приостановить деятельность даже устойчивой средней компании. Показательно и другое обстоятельство: решение о назначении штрафа принимается чиновниками МАПа, и повышение планки штрафа соответственно повысит административный и коррупционный вес этого ведомства.

Посильную лепту в дело поддержки среднего предпринимательства вносит и Минфин. По слухам, министерство рассматривает возможность внесения изменений в закон «О финансовом мониторинге», согласно которым бухгалтеры и финансовые директора предприятий обязаны докладывать государственным органам о подозрительных сделках, связанных с отмыванием или сокрытием доходов. В такой формулировке привлечь к ответственности за нежелание стучать на начальника можно многих российских главбухов.

~ Не отстает и Пенсионный фонд. Глава ПФР Михаил Зурабов уже сообщил, что из-за растущего дефицита в бюджете фонда, необходимо либо увеличить ставки пенсионных платежей, либо на 8 лет увеличить планку выхода на пенсию. Вне зависимости от выбора избранной правительством модели решения проблем ПФР, отметим, что идея повышения налогов совершенно спокойно воспринимается бюрократическим сообществом. А ведь исследования показывают, что именно малые предприятия наиболее зависимы от изменения налоговой нагрузки, поскольку в отличие от крупных компаний у большинства из них просто нет возможности оптимизировать налоги.

Из всего вышеперечисленного складывается вполне определенная картина. Случайно или нет, но государственные органы проводят последовательную политику усиления налогового давления. Примерно два года назад некоторые политологи, и даже экономисты Всемирного банка, высказывали мнение, что средний бизнес в России не развивается, поскольку этому препятствуют крупные финансово-промышленные группы. Сейчас олигархам явно не до сохранения своих монопольных позиций на рынках. Однако вместо расцвета предпринимательства в России начинается ровно обратный процесс.

После атаки на ЮКОС и захвата парламента разбалансированная система государственного управления принимает односторонние решения, никак не учитывающие интересы бизнес-сообщества.

В теории управления есть закон «малых лоббистских групп». По нему, чем больше группа интересов, тем менее удачно она лоббирует свои интересы. Средний бизнес сегодня представляет из себя как раз такую неэффективную социально-экономическую группу. Но, не умея пробивать позитивных для себя решений, такие группы синхронно реагируют на сильное внешнее давление. Иными словами, средняя прослойка предпринимательства обычно не идет на конфликты с властью, зато хорошо знает, как минимизировать риски от общения с государством. Бизнес просто уходит в тень.

Автор - заместитель главного редактора журнала «Компания», специально для «Газета.Ru-Комментарии».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть