Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Двойка» по смыслу жизни

29.03.2013, 09:49

Семен Новопрудский о поводах размышлять о вечном

Борис Березовский не зря прожил свою жизнь. Ни одна смерть россиянина в этом веке еще не рождала такого потока текстов о смысле жизни — главной теме всех человеческих мыслей и действий. А тут еще РПЦ выступила в присущем ей в последнее время постмодернистском духе. Заместитель председателя патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести в российских школах предмет «Cмысл жизни». По мнению отца Димитрия, его должны изучать следующие поколения. «Хороши алгебра с геометрией, хороши и география с биологией, хороша и русская литература, но главной проблемы они не решают», — заявил протоиерей во время лекции «Церковь в современном мире: мифы и реальность» в Северном государственном медицинском университете в Архангельске.

Так обычно и бывает: какая-то важная для многих способных к рефлексии людей смерть заставляет живущих задумываться над тем, зачем они здесь. Только смерть определяет судьбу человека, в которую мы вписываем смысл его (и своей, плачем мы ведь только по себе) жизни.

Отчасти забавно, что вал русскоязычных текстов и постов в «Фейсбуке» вызвала именно смерть Березовского, а не уход, возможно, самого значительного российского кинорежиссера конца ХХ века Алексея Германа-старшего или философа Григория Померанца — одного из немногих людей, абсолютно сознательно придавшего своей жизни возвышенный и светлый смысл.

Но в том, что на размышления о вечном мыслящее меньшинство пробил именно Борис Абрамович, есть своя логика. Очень уж показательной получилась его жизнь — прямо готовая глава для будущего учебника «Основы смысла жизни» для средних общеобразовательных школ. Библейская такая жизнь. Долгое — 17 лет — прозябание в Институте проблем управления АН СССР, правда, с карьерным ростом от инженера до начальника лаборатории. Статьи в «Советской России» о перестройке экономики. Ему уже сильно за сорок, когда он в течение каких-нибудь пяти лет превращается из советского ученого средней руки в крутейшего бизнесмена, владельца заводов, газет, пароходов. Более того, в одного из основных вершителей политических судеб страны. Лет пять-семь политической славы, «главный подвиг» — замена Ельцина на Путина. Потом опала и 10 лет эмиграции, нарастающего забвения, разорения на бессмысленных судебных процессах и нелепых попытках изменить неумолимый ход истории. В этой жизни случилось все: взлеты и падения, любовь красивых женщин и разлуки с ними, яхты и виллы. Шестеро детей, наконец. Это счастливая жизнь или несчастная?

Давайте на секунду поверим, что Березовский таки написал личное покаянное письмо Путину. И вот Путин его прощает. Березовский продает за долги свой особняк. Возвращается в Москву. Все уголовные дела против него закрывают за отсутствием состава преступления. Устраивается в Институт проблем управления, или как он там теперь называется. Его заставляют вступить в «Единую Россию» или «Общероссийский народный фронт». В новых фильмах и телепередачах НТВ он клеймит оппозицию. Конечно, лучше сразу удавиться.

Мы уже никогда не узнаем, какой смысл был у жизни Березовского. Нам более или менее понятно, что стало поражением и трагедией его жизни, но не дано понять и узнать, как выглядел бы его триумф. И это касается любой человеческой жизни, включая наши собственные.

Как прикажете преподавать «смысл жизни» в школе? В чем состоит сам предмет изучения? Все искусство мира — попытки ставить вопрос о смысле жизни. Вся наука — усилия найти корректные основания для обретения человеком этого смысла.

Любые наши действия — эксперимент в рамках опыта по обретению смысла жизни. Все религии — пропаганда готовых ответов на этот вопрос. В принципе, любой хороший учитель всегда преподает и «смысл жизни» тоже. Но только этот смысл не может стать универсальным знанием. И уж тем более не может быть приватизирован никакой церковью. Вопрос о смысле жизни — несомненно, самый или даже единственно важный для многих людей, но всегда сугубо индивидуальный и факультативный. Нельзя обязать человека задаваться этим вопросом. Нельзя требовать от него (от себя) ответа. Иногда самоубийство и есть ответ.

Россия. Второе десятилетие ХХI века. Обычная средняя школа. Идет урок «смысла жизни».

— Сидоров, к доске! В чем смысл твоей жизни?
— Не знаю, Мариванна.
— Садись, два.

А отличников по этому предмету не бывает…