Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нефтегазовое падение России

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

Мировой экономический кризис, вне сомнений, наложит свой отпечаток на глобальный энергетический сектор. Падение темпов роста мировой экономики в ближайшие годы неизбежно приведет к переоценке перспективной динамики спроса на энергоресурсы. Это не замедлит сказаться на корректировке среднесрочных прогнозов цен на них в сторону понижения, что повлечет за собой различные последствия — например, перемещение многих новых капиталоемких нефтегазовых проектов в зону маржинальной доходности.

Падение цен на энергоресурсы хоть и неприятно для российского энергетического сектора, но само по себе не смертельно. Гораздо хуже то, что в период неблагоприятных тенденций в мировой ценовой конъюнктуре наш энергетический сектор входит с обострившимися внутренними проблемами системного характера. Уже сегодня производственная динамика в российском энергетическом секторе далека от оптимистической. По итогам 9 месяцев 2008 года добыча нефти снизилась на 0,6%, причем нет никаких оснований ожидать возобновления роста — видимо, нас ждет сваливание к перманентному одно-двухпроцентному спаду производства в обозримой перспективе.

Стагнация с падением нефтедобычи — неизбежная плата за годы «насильственной реструктуризации» нефтяной промышленности, когда перераспределение собственности в пользу государственных компаний отвлекло необходимые ресурсы, которые могли бы быть направлены на инвестиции и развитие.

Хотя потенциал наращивания нефтедобычи за счет повышения эффективности эксплуатации действующих российских месторождений далеко не исчерпан, есть и новые месторождения, обремененность государственных нефтяных компаний долгами и высокие политические риски для частных компаний препятствуют увеличению инвестиционной активности в нефтедобыче.

Не лучше ситуация и с добычей газа. Хотя по итогам января — сентября 2008 года в России зафиксирован ее небольшой рост (1,5%), едва ли он долговечен. В последние месяцы суточная добыча газа «Газпрома», подросшая в декабре после запуска в эксплуатацию Южно-Русского газового месторождения — последнего относительно крупного нового месторождения, расположенного в действующем регионе добычи с развитой инфраструктурой, вновь сравнялась с уровнями предыдущих лет. Еще одного Южно-Русского у «Газпрома» нет, и за новым газом придется идти в отдаленные и неосвоенные регионы вроде полуострова Ямал или Штокмановского газового месторождения. Разработка этих запасов потребует достаточно длительного времени и существенного увеличения капитальных вложений. Если масштабные поставки газа из этих регионов не начнутся раньше 2015 года (а при сегодняшних темпах освоения есть все основания опасаться этого),

из-за истощения действующих газовых месторождений Россия уже в ближайшее время столкнется с падением добычи газа и его дефицитом.

Ключевая проблема российской нефтегазовой индустрии в патовой ситуации, создавшейся по итогам последних лет перехода к интервенционистской модели нефтегазовой политики, увеличившей барьеры и риски для частных инвесторов и направленной на создание преференциального режима для государственных компаний. С одной стороны, основными агентами развития теперь вроде бы назначены госкомпании — «Газпром», «Роснефть». Однако огромные долговые обременения, ограниченный доступ к иностранным кредитам для рефинансирования долга и растущие издержки не позволяют рассматривать эти компании в качестве потенциально эффективных двигателей роста — сегодня они стоят в очереди за государственной поддержкой и секвестируют инвестиционные планы ради приоритетного погашения долгов. Дополнительными проблемами являются отсутствие технологического и управленческого опыта для реализации новых крупных нефтегазовых проектов, прежде всего на шельфе, где у российских компаний и специалистов просто нет достаточного опыта работы и необходимых технологий.

Тем не менее именно этим компаниям сегодня отданы под контроль важнейшие ресурсы нефти и газа, в том числе крупнейшие новые месторождения в неосвоенных провинциях, на внеконкурсной основе.

С другой стороны,

частные (и особенно иностранные) инвесторы уже отпугнуты деградацией правовых и регуляторных институтов и рейдерскими наездами власти на бизнес, и вряд ли можно рассчитывать на их крупномасштабное участие в реализации новых нефтегазовых проектов.

По крайней мере, без серьезных мер, направленных на минимизацию политических рисков в российском нефтегазовом секторе, реабилитацию инвестиционного климата, открытие нефтегазового сектора для частного капитала (попросту говоря, приватизацию), и снятие недавно выстроенных барьеров входа на российский энергетический рынок для иностранных компаний.

Двигать российский нефтегазовый сектор по пути развития, таким образом, оказывается просто некому.

Прежняя экономическая модель, выстроенная в 1995–2002 годах и основанная на предоставлении приоритета в контроле над ресурсами частному сектору и привлечении иностранных нефтегазовых компаний к разработке сложных новых месторождений, оказалась попросту разрушенной. Но создание новой модели, в которой главными действующими лицами призваны были стать госкомпании, так никуда и не продвинулось.

«Газпром» и «Роснефть» пока что являются промежуточными, довольно примитивными образованиями, отягощенными грузом тяжелых проблем, и до лавров StatoilHydro, Petrobras или Saudi Aramco им пока бесконечно далеко.

Отдать «Газпрому» и «Роснефти» под контроль ресурсы государство успело, а вот сделать из них подлинно эффективные компании — еще нет (если это вообще возможно с учетом наследия советской культуры управления и негативного влияния монополизма и коррупции).

Широко рекламировавшийся несколько лет назад вариант привлечения иностранных компаний в качестве миноритарных партнеров для разработки крупных нефтегазовых проектов пока не складывается. Желание российских госкомпаний сохранить полный контроль над проектами и не особенно делиться выгодами препятствует развитию такой модели сотрудничества. Единственное, чего удалось достичь, — привлечь германские компании Wintershall и E.ON-Ruhrgas в не самые крупные и относительно легкие проекты разработки газовых месторождений в Западной Сибири. Причем вхождение E.ON в проект разработки Южно-Русского месторождения состоялось уже после его запуска в эксплуатацию и мало что добавило к процессу освоения месторождения. Общие же условия участия немцев в этих проектах могут скорее отпугнуть других инвесторов: компании — операторы месторождений не имеют права самостоятельно заниматься маркетингом и тем более экспортом газа, продавая весь добываемый газ «Газпрому» на скважине по ценам, определяемым, по сути, самим же «Газпромом».

Никаких других примеров успешного сотрудничества наших госкомпаний с иностранцами по разработке новых месторождений просто нет. Тот же «консорциум» по разработке Штокмановского месторождения с участием Total и StatoilHydro, созданный год назад, пока не то что не представил внятного плана освоения «Штокмана», но не смог добиться и достижения полноценных юридических договоренностей по участию в партнеров в проекте.

Отсутствие успешной модели работы с новыми месторождениями (green fields) тревожит, потому что российская нефтегазовая индустрия находится в специфической фазе истощения старых месторождений (brown fields) с соответствующим снижением производства.

Это особенно проблематично на фоне падения международных цен на энергоресурсы: нашим госкомпаниям придется сокращать инвестиционные программы как раз в тот момент, когда переход к освоению новых месторождений требует резкого увеличения инвестиций. Некоторые нефтяные компании уже объявили о сокращении инвестиционных программ на 2009 год — например, «ЛУКойл» до менее чем $9 млрд против $11 млрд в этом году. Планы «Газпрома» на 2009–2010 годы предусматривали выделение на капитальные вложения $23–27 млрд ежегодно против $16 млрд в 2006 году. Однако сейчас вообще непонятно, сколько «Газпром» сможет реально инвестировать. С учетом возможного падения европейских экспортных цен в следующем году до уровня в $200–250 за 1000 кубометров (вслед за ценами на нефть) и продолжающимся безудержным ростом операционных расходов компании (в частности, по данным отчетности по МСФО, в I квартале 2008 года рублевые издержки «Газпрома» выросли более чем на 33%), включая значительное увеличение затрат на покупку центральноазиатского газа начиная с 1 января 2009 года, «Газпром» в 2009 году вообще может оказаться убыточным.

Слишком многие неудачные обстоятельства сошлись воедино — падение нефтяных цен, необходимость наращивания инвестиций в новые месторождения на фоне истощения старых, долговой кризис госкомпаний, неоконченная и крайне неудачная перестройка нефтегазового сектора в последние годы.

Добавьте к этому политические риски, плохую репутацию административно-регуляторной среды, только что возведенные барьеры для иностранных инвесторов — и в общем оказывается, что спасать нас некому и в ближайшие годы российскую нефтегазодобычу неизбежно ждет падение производства и, что самое неприятное, откладывание новых сложных проектов «на потом».

Если такие тенденции будут развиваться, негативная динамика добычи, которая в ближайшие месяцы не будет катастрофической, может приобрести более серьезный характер. Для здоровья российской экономики, в которой нефтегазовый сектор является одним из стержневых, это не слишком хорошо. Однако это неизбежное следствие модели политики в отношении нефтегазовой отрасли, проводившейся в последние годы.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости