Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Правила выходят из игры

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Постсоветское пространство остается ключевой темой отношений России с внешним миром. Точки следующих конфликтов легко прогнозировать: прежде всего, это парламентское голосование на Украине и президентские выборы в Белоруссии. От прямого вмешательства Кремль теперь явно воздержится, но нет сомнений в том, что симпатии России и Запада во всех случаях (а, кроме упомянутых, это парламентские выборы в Азербайджане и президентские — в Казахстане) не совпадут.

Москва предлагает договориться. Россия теперь признает, что никакой монополии на влияние больше нет, и постсоветское пространство превратилось в конкурентную среду, но требует признать наличие у нее законных интересов в сопредельных странах. И на официальном, и на неформальном уровне говорится: нам с Западом нужно выработать механизм согласования интересов, принять «правила игры».

В идеале Москва, наверное, хотела бы «Ялту light» — новую договоренность о разделе сфер влияния. Но если это невозможно, то, по крайней мере, «Хельсинки light» — некое подобие перечня взаимных прав и обязанностей.

На первый взгляд, справедливое пожелание: «дикая» конкуренция не сулит ничего хорошего ни самой России, ни странам, попавшим в положение «добычи». Но если присмотреться повнимательнее, то становится понятным: идея «правил игры» не имеет будущего, поскольку полностью заимствована из прошлого.

Главноq чертой международных отношений XXI века становится как раз отсутствие всех и всяческих правил.

Старые более не работают, а новых не появляется. И дело не в том, что политическая мораль радикально изменилась в худшую сторону. Просто на сцене появляются новые игроки — транснациональные сетевые структуры — от организаций гражданского общества до террористических ячеек. Причины их появления — предмет отдельного и очень обстоятельного анализа, однако общая тенденция понятна

— это ослабление государства в классическом понимании и частичная замена его иными формами организации экономики и общества.

Ситуация еще осложняется тем, что прежние структуры вступают в запутанные отношения взаимовлияния с новыми. Государство взаимодействует с гражданским обществом, террористы со спецслужбами, транснациональные корпорации сразу со многими правительствами. И возникает вопрос: возможно ли вообще контролировать эти процессы? По крайней мере, попытки разложить их на понятные и незатейливые элементы приводят к ложным выводам.

Самый простой пример (возвращаясь к постсоветскому пространству) — это деятельность неправительственных организаций по продвижению демократии. Конечно, намного легче считать, что, скажем, Джордж Сорос, тратящий немалые деньги на поддержку «открытого общества», является проводником интересов и влияния американского государства. Картина выстраивается вполне логичная — экспансия гегемона, который использует все находящиеся в его распоряжении многочисленные инструменты. И структуры миллиардера-филантропа — часть арсенала. При этом, правда, не вполне понятно, почему эта «часть арсенала» существенно большие суммы, чем истрачены на той же Украине, вложила в меры по избавлению Соединенных Штатов от президента по фамилии Буш. Своего, если следовать вышеприведенной логике, основного заказчика в вопросе демократизации. То есть, либо Сорос настолько привержен национальным интересам США, что способен возвыситься над личным отношением к президенту и выполнять поставленные им задачи, либо он все-таки действует самостоятельно, не согласовывая свои действия с «вашингтонском обкомом».

Еще сложнее структура формирования курса Европейского союза. Он, как известно, с треском проваливает все робкие попытки выстроить хотя бы подобие единой внешней политики, но не дает оснований усомниться в своих целях и задачах там, где в дело вступают организации «третьего сектора». Без негосударственной составляющей тонкая ткань сложных отношений между централизованной брюссельской бюрократией, национальными правительствами и жителями европейских стран давно бы порвалась, положив конец всей интеграции.

С кем договариваться о правилах? С Бушем гипотетически еще можно (хотя вряд ли), но как быть с Соросом, действующим не из геополитических, а из идейных соображений и опирающимся на личные средства? Может быть, в налоговую на него заявить?

Приходится констатировать: никаких правил и глобальных разделов не будет.

Ничего хорошего эта глобальная спонтанность не сулит, однако, некоторые закономерности развития процессов изучить все же можно. Чтобы по крайней мере бороться с реальными, а не выдуманными угрозами.

Новости и материалы
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗиС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Все новости