Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Проигрывающий менталитет

Независимый обозреватель

В 90-е годы российский автопром выдержал конкуренцию с подержанными иномарками. А в 2000-е проигрывает иностранным производителям иномарок. Почему? Ответ не так прост, как кажется.

Частные перегонщики не проиграли, но и не выиграли битву за клиентов у ВАЗа и ГАЗа. В начале 21 века рынок изменился и главным конкурентом отечественных заводов стали новые иномарки и их производители. Этот вызов, возможно, окажется, для традиционных производителей фатальным — доля рынка, которую занимал отечественный автопром сокращается как шагреневая кожа. При сохранении нынешних тенденций к 2010 году на один российских автомобиль будет приходиться 3 иномарки, а к 2012 - 4.

У этого банального и многими прогнозируемого процесса - никто, включая владельцев российских заводов, и не сомневался в том, что ГАЗ и УАЗ не смогут выдержать конкуренцию с Ford, Toyota или Renault - оказались неожиданные причины.

Главным козырем иностранцев стал контроль за издержками и стабильная ценовая политика.

Российский автопрома губит непрекращающийся рост цен на его продукцию. По данным исследования PricewaterhouseCoopers, цена на новую иномарку в последние два года стабильна и находится в пределах $22-24 тысяч. Средний российский автомобиль за тот же период подорожал с $5,900 до $6,900 - то есть на 17% в валюте. Неудивительно, что доля рынка, которую занимают отечественные автомобили, стремительно сокращается. Согласно прогнозу PWC уже в 2006 г. россияне купят больше иномарок, нежели автомобилей традиционных для страны производителей - ВАЗа, ГАЗа, УАЗа и т.д.

Скорость падения доли рынка традиционных производителей поражает всякое воображение. Сейчас две из трех машин покупаемых в России произведены на одном из этих заводов. Буквально за два года доля рынка, которую занимают отечественные заводы (в количественном выражении) сократится до 50%. Такими темпами к 2010 году она снизится до 28%, а к 2012 - до 21%.

Это вполне реальная перспектива. В целом российский автомобильный рынок вот уже несколько лет стабильно растет - объемы продаж увеличиваются примерно на 200 тысяч автомобилей в год. Однако традиционные российские производители никак к этому не причастны. АвтоВАЗ стабильно реализует порядка 900 тысяч авто в год. Все успехи ГАЗа связаны с коммерческими автомобилями, производство легковушек в лучшем случае стабильно. УАЗ сократил план продаж автомобилей на 2004 год на 10%. Единственное стабильно растущее в последние годы предприятие отечественного автопрома - автомобильный дискаунтер завод «Ижмаш» - остановил конвейер на месяц из-за затоваренности.

Традиционные производители не могут увеличивать продажи адекватно растущему рынку. Напротив, они скорее сокращают производство - при том, что спрос на автомобили в натуральном исчислении увеличился за два года почти на 50%, а в денежном - почти на 70%. Генеральный директор УАЗа Валерий Клочай признает, что на объемы продаж повлияло и повышение цен на автомобили «УАЗ», вызванное в свою очередь ростом цен на металл и комплектующие. «Причинами снижения объемов продаж являются высокие издержки производства, но недостаточно высокое качество автомобилей, — заявил Клочай. — Должен сказать, что темп улучшения качества оказался не тот, который мог бы удовлетворить наших клиентов».

Спрос недовольных клиентов УАЗа и прочих отечественных заводов удовлетворяют производители иномарок. Им удалось сохранить неизменными не только качество продукции, но и свои цены — хотя стоимость металла, на которую пеняют на УАЗе, выросла в 2004 г. для всех автопроизводителей без исключения, неважно расположены они в России, Японии, Америке или Китае.

Удивительно, что едва ли не в наибольшей степени рост мировых (а также внутрироссийских) цен на металл сказался на УАЗе, который, строго говоря, принадлежит «Северстали», то есть одному из крупнейших в Европе производителей стали.

Ульяновский завод - в отличие от подавляющего большинства других автомобильных производств - может в критической ситуации рассчитывать на поддержку производителя металла. И наверняка уже ее получает в той или иной форме. Тем не менее УАЗ поднимает цены, а Nissan, который уже дважды объявлял об остановке заводов из-за проблем с постоянно дорожающим и дефицитным металлом, - напротив, понижает, являясь одним из лидеров новогодних распродаж по размеру предоставляемых скидок.

Похоже, что цены на металл и комплектующие - лишь отговорка.

Не исключено, что потерянной долей рынка отечественный автопром обязан ментальности своих менеджеров:

в условиях когда спрос на машины растет на 15-20 тысяч штук в год, грех не заставить клиента платить больше. А почему нет? — это работало в 80-е и 90-е, это работает и в начале 21 века.

Сейчас, когда две трети проданных машин в России произведено традиционными производителями, они, конечно, могут позволить себе ценовый диктат - тем более что в своих ценовых сегментах они прока занимают доминирующее положение. Однако через пять-семь лет их доля упадет в разы и диктовать правила игры будут уже другие участники рынка. Тогда бы российским производителям, конечно, пригодился опыт сдерживания цен и роста издержек - да где же его будет взять.

Новости и материалы
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
Все новости