Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Летопись ненужных побед

24.06.2008, 10:08

Обсуждение вопроса о назначении/избрании глав исполнительной власти субъектов федерации напоминает мне горячие дебаты 20-летней давности об упразднении номенклатурных привилегий. И в том и в другом случае у противников действующего порядка есть весьма серьезные аргументы в пользу его неправильности и несправедливости. А обстоятельства некоторых назначений настолько комичны, что героям фильма «День выборов» останется только позавидовать.

И в том и в другом случае, среди противников действующего порядка есть те, кто пользуется имеющимися преимуществами и по статусу должен был бы их защищать. Недавнее заявление Минтимера Шаймиева о целесообразности возвращения к прямым выборам в этом смысле сродни призывам 20-летней давности Бориса Ельцина об отмене привилегий для ответственных работников. Конечно, первый президент Татарстана мало похож на борца с системой, но ведь и первый президент России тоже, в общем, начинал с призывов к обновлению социализма.

Некоторая разница состоит, правда, в том, что номенклатурные блага вызывали массовое недовольство населения. В отличие от способа комплектования руководящих органов субъектов федерации, который граждан, в общем, волнует мало. Однако практика показывает, что, как только элиты начинают ссориться всерьез, за общественным подъемом дело не станет.

Но самое принципиальное сходство вопроса о выборах губернаторов и борьбы с привилегиями былых времен в том, что цель очевидна, однако смысл ее достижения не очень понятен.

Ясно, что хотят упразднить. Непонятно, зачем.

Номенклатурные привилегии были побеждены, но это никак не сказалось на положении простых людей. Выстрел значительной силы был произведен даже не по воробьям – по колибри. Пока у отдельных ответственных работников отнимали персональные машины, номенклатура приватизировала заводы. Размен получился, мягко говоря, неравноценный. Тем более что на изъятых машинах сирот и бедняков возить не стали.

И вот, допустим, сотни тысяч граждан России потребовали от Кремля возвращения к прямым выборам губернаторов и президентов республик в составе РФ. Игнорировать общественное возмущение такого масштаба невозможно. Скрепя сердце, администрация президента инициирует законопроект о внесении «изменений и дополнений» в соответствующие нормативные акты. Дума и Совет федерации спорить не будут.

И вот оно, счастье немереное, главы регионов избираются прямым голосованием. В 80 с лишним регионах Российской Федерации пройдут избирательные кампании. Оставим специалистам в области избирательных технологий их шампанское и попробуем прикинуть, а что, собственно, это изменит в общем политическом устройстве.

В ряде регионов успех будет сопутствовать людям, которые критикуют социально-экономический курс. Однако ни в коем случае объектом критики не станут ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер-министр Владимир Путин. Мощь выращенного за последние годы политического аппарата позволяет высадить с выборов любого кандидата, который позволит себе лишнего. Ведь уже на прямых выборах глав регионов в 2002–2004 годах, кандидаты, рассчитывавшие на успех, были подчеркнуто лояльны по отношению к Кремлю.

Но, каковы бы ни были обстоятельства избрания губернатора, став начальником, он вынужден будет начать строить отношения с администрацией президента и правительством. Первым делом ему придется доказывать свою безусловную лояльность, готовность играть по установленным правилам. Которые, в частности, предполагают абсолютный отказ от самостоятельной политической линии. В противном случае губернатора и его регион ждут некоторые проблемы. Потому что бывает так: одна бумага идет по московским кабинетам неделю, а другая – полгода. И зависит все это исключительно от доброй воли человека, бумагу направляющего. Именно поэтому, когда еще главы регионов избирались, всерьез с Москвой они не ссорились. Разве что в короткий промежуток времени в середине 1999 года, когда показалось, что Кремль закачался. Однако стоило Москве показать свою силу, как главы регионов первыми кинулись поддерживать нового президента.

Зависимые люди, ничего не попишешь.

То есть рассчитывать, что само по себе избрание губернаторов поспособствует общей демократизации, не приходится.

Изменится ли что-то в регионах? Да тоже не факт. В отсутствие инструментов общественного контроля за властью в целом и за главами субъектов федерации добиться того, чтобы победитель хотя бы не слишком отклонялся от обещанного, невозможно. Выборы ведь важный, но далеко не самодостаточный механизм воздействия на власть.

В итоге огромный общественный запал де-факто пропадет зря. Хотя те, кого выберут в губернаторы, будут благодарны. Как были благодарны демократам первой волны номенклатурные работники, которым пришлось пересесть из «Волг» в «Мерседесы».