Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«На последнем издыхании»: что не так с ГТС Украины

Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Газотранспортная система Украины, согласно законодательству, считается национальным достоянием. Однако ценность этой системы хранилищ и труб, давно требующей обновления и ремонта, без российского газа представляется сомнительной. Маловероятно, чтобы инвестиции в этого исполинского динозавра заинтересовали западных инвесторов, а бюджету самой Украины реализовать такой проект ремонта просто не под силу.

Газовые споры и ожесточенные переговоры с Украиной происходили каждый год, даже пока отношения между Москвой и Киевом были максимально дружелюбными — как только приходило время платить по счетам, украинские «партнеры» немедленно принимали боевую стойку и принимались выторговывать себе все новые и новые уступки. Теперь же, когда ситуация между двумя странами-соседями накалилась до предела, газовые переговоры превратились в обмен пугающими ультиматумами, а «Газпром» строит другие газопроводы, ведущие в страны Европы.

Если оставить политику в стороне, желание обеспечить себя современными трубопроводами тоже вполне понятно — ГТС Украины давно устарела и требует капитального ремонта, но ремонтные работы все никак не начинаются.

Газотранспортная система Украины действительно очень старая — согласно официальным данным, она возникла в 1948 году, когда был построен газопровод «Дашава — Киев». Тогда это был самый мощный газопровод в Европе с пропускной способностью около 2 млрд кубометров в год. Что касается именно транзита газа через Украину в Западную и Центральную Европу, то он стартовал еще в 1967 году с введением в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина — Ужгород — Западная граница» (проект получил название «Братство» (организация запрещена в России)).

На данный момент газотранспортная система Украины является одной из самых протяженных в мире — длина трех магистральных газопроводов «Союз», «Братство» и Трансбалканский составляет почти 3,7 тысячи километров. Кроме труб, в систему входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.

Пропускная способность ГТС на границе России с Украиной составляет 288 млрд кубометров в год.

Система работает так: газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определенные промежутки необходимо сооружать компрессорные станции, которые дополнительно сжимают газ и делают возможным его дальнейшее движение.

Кроме того, для обеспечения транзита газа по трубопроводу нужен так называемый технический, или топливный газ — он необходим для работы газоперекачивающих станций. Еще одним элементом этой системы являются подземные газовые хранилища. Они позволяют выравнивать суточные колебания потребления газа и удовлетворять пиковый спрос в зимний период.

Дело — труба

Важно понимать, что Украина осуществляет транзит российского газа не по какой-то отдельной, особой трубе — газотранспортная система это целостный организм, которому нельзя просто ампутировать ненужные щупальца. Поэтому, если Россия решит существенно сократить транзит газа через украинскую территорию (а именно к этому все идет), Киеву придется полностью пересмотреть принципы функционирования ГТС.

А причин для сокращения транзита «голубого топлива» через Украину предостаточно, и состоят они отнюдь не в невозможности выстроить диалог с «Нафтогазом Украины». Сейчас при строительстве газотранспортной инфраструктуры применяются качественно новые технологические решения — трубы большого диаметра, высокое давление и высокая скорость передачи газа. Это позволяет существенно снизить издержки на перекачку топлива, поэтому украинская труба не может считаться конкурентом «Северному потоку — 2» или «Турецкому потоку».

«Какой смысл использовать, «Жигули», если у вас есть современный автомобиль — «Лада», например, — если не говорить о каких-то иностранных моделях», — отметил в интервью «Газете.Ru» министр энергетики РФ Александр Новак.

По словам главы ведомства, украинский маршрут для транзита российского газа сейчас является самым дорогим из всех существующих вариантов — установленный «Нафтогазом» тариф в 2-2,5 раза выше, чем на других маршрутах. Как отмечает Новак, это связано с почтенным возрастом ГТС Украины — при ее строительстве применялись совсем другие технологии, кроме того, основные фонды трубы изношены и требуют ремонта, а это приводит к большим потерям при транспортировке газа.

«Она требует просто огромных вложений — миллиардов евро, для того чтобы ее восстановить и модернизировать до уровней хотя бы соответствующих современным технологиям», — констатирует министр.

Тихое угасание

О плачевном состоянии ГТС Украины еще в 2012 году шутил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее», — сказал он после очередного раунда российско-украинских переговоров. Одним из немногих шансов Украины на обретение обновленной трубы был именно «Газпром».

В начале 2010-х годов активно обсуждался вопрос о модернизации украинской ГТС на российские деньги в случае объединения «Газпрома» и «Нафтогаза», либо при условии создания СП — с участием Европы или без него. Тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров в сентябре 2013 года оценивал затраты на ремонт трубы в 4,5 млрд евро.

Вопрос о затратах на обновление ГТС в конце января 2019 года также поднял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. На своей странице в Facebook он написал, что «средств, которые облгазы и газсбыты задолжали группе «Нафтогаз», уже хватило бы, чтобы полностью профинансировать 10-летнюю программу модернизации ГТС Украины». Речь идет о суммарном долге почти в 60 млрд гривен, то есть примерно о 2 млрд евро.

«ГТС Украины находится на последнем издыхании. Четыре года туда вкладывали 10% от того, что необходимо было вкладывать. Система умирает», — поделился с «Газетой.Ru» мнением гендиректор «Инфотэк-Терминал» Рустам Танкаев. По словам эксперта, за украинской трубой пристально следят немецкие инженеры, и именно поэтому канцлера Германии Ангелу Меркель так беспокоит судьба «Северного потока — 2». Танкаев уверен, что конец украинской ГТС наступит 31 декабря 2019 года, когда истечет срок действия договора о транзите между «Нафтогазом» и «Газпромом».

По словам Танкаева, украинцы предприняли очень много усилий, чтобы привлечь деньги для реконструкции своей ГТС, но все эти попытки ни к чему не привели. Европа готова спонсировать модернизацию трубы только в том случае, если Россия гарантирует транзит «голубого топлива» через нее.

«Поскольку система, старая, дырявая, потери газа очень большие, поэтому и тарифы высокие. К тому же там стоят такие компрессоры, которые, вообще говоря, должны встречаться только в Музее материальной культуры», — говорит эксперт.

По его словам, таких «монстров» не выпускают уже 25 лет, и запчастей к ним нет — украинцам приходится вытачивать детали на токарных станках. И в итоге весь этот процесс является очень энергозатратным, несовременным и неудобным.

Небольшие шансы сохранить за собой транзит российского газа у Украины все же есть. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в недавнем интервью Luxemburger Wort перечислил несколько необходимых условий для достижения договоренностей с «Нафтогазом».

«Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — сказал глава правительства.

Напомним, что Еврокомиссия предлагает России и Украине заключить новый контракт на транзит газа сроком более чем на 10 лет. Однако очередной раунд переговоров, состоявшийся в Берлине в середине февраля, ни к чему не привел. Замминистра иностранных дел Украины Елены Зеркаль 6 марта заявила, что Киев подготовил «план Б» на случай провала диалога с Москвой, причем в выработке этой стратегии ему активно помогали США.

Новости и материалы
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
Все новости