Как рассказали «Газете.Ru» в Ространснадзоре, инспекторы ведомства усилили проверки самолетов всех иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков в аэропортах России.
«Речь идет о проверке на перроне. Инспектор осматривает воздушное судно, смотрит сопроводительные документы экипажа, проверяет, все ли в порядке. Проверка идет непосредственно в аэропорту вылета», — пояснили в ведомстве.
Там же отметили, что обычно рамповая проверка касается не всех самолетов иностранных лоукостеров, она проводится выборочно, но тщательно. При этом сейчас большое внимание уделяется авиакомпании FlyDubai, все ее самолеты проходят проверку инспекторов Ространснадзора в российских аэропортах.
«Все борта этой компании какое-то время будут усиленно проверяться», — подчеркнули в ведомстве.
В ночь на 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону произошла катастрофа пассажирского Boeing 737-800, который принадлежал авиакомпании FlyDubai. Самолет выполнял рейс FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону. При посадке самолет упал левее взлетно-посадочной полосы. На борту находились 55 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.
В Ространснадзоре также подчеркнули, что проверки были и раньше и касались не только низкобюджетных авиаперевозчиков.
«По графику рамповые проверки проходили и будут проходить все иностранные авиакомпании», — говорят в ведомстве, добавив, что проверка может быть только ограничена штатной численностью инспекторов, так как по всей России их число не превышает 250 человек.
В ведомстве уточнили, что в случае выявления нарушений в зависимости от их категории может быть выдано предписание на устранение командиру воздушного судна, авиакомпании или авиационным властям государства, на территории которого зарегистрирована авиакомпания. Кроме того, возможна приостановка эксплуатации воздушного судна до устранения нарушения.
При этом если появляются претензии к деятельности иностранного перевозчика в связи с использованием воздушного пространства, они направляются не напрямую в компанию, а через МИД России.
Согласно плану проверок, который опубликован на сайте Ространснадзора, в него включена проверка деятельности и российского лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») «на предмет соблюдения законодательства в области транспортной безопасности». В авиакомпании не стали комментировать эту информацию.
Как пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, в ходе проверки изучается бортовая документация, проводится опрос экипажа, а также изучается состояние воздушного судна: внешний вид, состояние салона и багажных отсеков.
«К примеру, в салоне проверяется состояние привязных ремней, светящихся дорожек вдоль проходов, инструкций по безопасности; во время внешнего осмотра внимание уделяется состоянию лопаток, шасси, лакокрасочному покрытию и многому другому. При этом длительность проверки не может быть большой: все процедуры нужно успеть выполнить за время подготовки лайнера к обратному полету», — рассказывает эксперт.
Он подчеркивает, что критерии и параметры проверки не зависят от бизнес-модели авиакомпании и касаются только безопасности полетов.
«Повышенное внимание именно к лоукостерам продиктовано тем, что после недавней трагедии в Ростове-на-Дону общественное мнение складывается так, будто низкобюджетные авиакомпании экономят на безопасности полетов. Проверки, проводимые авиационными властями, могут представить общественности объективную картину, согласно которой все низкобюджетные компании, выполняющие перевозки в Россию, соответствуют требованиям регулятора», — отмечает Олег Пантелеев.
С ним соглашается и главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, подчеркивающий, что требования к лоукостерам ничем не отличаются от требований к традиционным перевозчикам.
«Нормативная база не зависит от бизнес-модели. Бизнес низкотарифных перевозок основан не столько на экономии, сколько на эффективности эксплуатации самолета, он должен как можно больше летать. Для этого его техническое состояние должно быть идеальным, чтобы компании могли минимизировать расходы на техническое обслуживание», — говорит эксперт.
Алексей Синицкий подчеркивает, что независимо от бизнес-модели ни одна авиакомпания не будет экономить на безопасности.
«Убыток, который авиакомпания получит в случае летного происшествия, неизмеримо больше любой подобной экономии, поэтому на такие риски никто не идет», — отмечает эксперт.