«Уральские авиалинии» умерили аппетиты

«Уральские авиалинии» сократили более чем в два раза размер запрашиваемых госгарантий

Елена Платонова 10.09.2015, 16:36
Донат Сорокин/ТАСС

«Уральские авиалинии» хотят получить госгарантии на 870 млн руб., сократив спустя полгода более чем в два раза размер запрашиваемой поддержки. Госгарантии нужны для обеспечения кредитов в коммерческих банках, которые на фоне экономического спада и проблем в авиаотрасли сильно подняли ставки по кредитам. Несмотря на снижение объема запрашиваемых госгарантий, «Уральским авиалиниям» будет непросто получить финансовую поддержку, считают эксперты.

Владельцы «Уральских авиалиний»

Авиапарк «Уральских авиалиний» состоит из 34 воздушных судов Airbus A319, A320 и A321. 80,2279% акций авиакомпании принадлежит гендиректору Сергею Скуратову, 10,251% — британской Beta Investment Holdings Ltd.

Авиакомпания «Уральские авиалинии» намерена получить от правительства государственные гарантии на сумму не более 870 млн руб. Об этом говорится в материалах Минтранса (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»). Соответствующее письмо авиаперевозчик направил в Минтранс в начале августа. «Заявка была получена и находится пока на рассмотрении», — подтвердили «Газете.Ru» в ведомстве. В Минэкономразвития, чья комиссия принимает решение о предоставлении госгарантий, сообщили, что пока не получали запрос от авиакомпании на такую сумму.

В авиакомпании подтвердили, что перевозчик «действительно подал заявку на предоставление госгарантий в размере 870 млн руб. для обеспечения кредитов в коммерческих банках».

Авиакомпания «Уральские авиалинии» уже отправляла в марте 2015 года заявку в МЭР на получение госгарантий для погашения кредита на сумму 2 млрд руб., после чего компании было необходимо сформировать полный пакет документов в соответствии с регламентом. Но документы в МЭР так и не поступили, уточнили «Газете.Ru» в ведомстве.

Операционные показатели

Выручка «Уральских авиалиний» за 2014 год выросла на 22,7%, до 35,3 млрд руб. EBITDA составила 1,228 млрд руб., рентабельность по продажам — 3,4%. Авиаперевозчик занимает пятое место в списке российских авиакомпаний по количеству пассажиров, по данным Росавиации за январь — июль 2015 года.

Обратиться за помощью к правительству «Уральские авиалинии» решили после возникновения проблем с кредитованием. Как сообщал в марте ТАСС со ссылкой на письмо гендиректора перевозчика Сергея Скуратова вице-премьеру Ольге Голодец, во втором полугодии 2014 года один из основных кредиторов авиакомпании, банк ВТБ, остановил кредитование из-за общего негативного отношения к авиаотрасли. Помимо этого, банк повысил процентную ставку по кредиту для «Уральских авиалиний» до 24,47%, тогда как руководство авиаперевозчика просило ставку на уровне «ставки ЦБ плюс 2–3%».

Снизить запрашиваемую сумму с 2 млрд до 870 млн руб. авиакомпания решила в соответствии с условиями предоставления гарантий.

«Обеспечение по привлекаемому кредиту должно состоять на 50% из собственных средств компании и на 50% из государственных гарантий, — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе авиаперевозчика. — В соответствии с последней оценкой, собственные средства авиакомпании составили именно 870 млн рублей».

Положение «Уральских авиалиний» по сравнению с другими крупными авиаперевозчиками можно назвать относительно благополучным. Согласно финансовому отчету за 2014 год, авиакомпании удалось получить чистую прибыль в размере 559,4 млн руб., несмотря на 32,6-процентный рост лизинговых платежей. Авиаперевозчик даже постановил выплатить дивиденды на общую сумму 48 млн руб.

В годовом отчете отмечается резкий рост расходов. Помимо девальвации рубля, повлекшей за собой рост расходов на лизинг (32,6%), аэропортовое обслуживание (33,8%) и авиатопливо (26,4%), негативным фактором стало и падение туристического рынка.

Впервые с 2011 года «Уральские авиалинии» отчитались о сокращении количества чартерных международных рейсов в 2014 году.

Уже по итогам первого полугодия 2015 года авиакомпания получила убыток в 1,044 млрд руб., согласно финансовому отчету по РСБУ. Выручка выросла до 16,76 млрд руб., но при этом компания существенно нарастила краткосрочные обязательства — на 31,7%, с 7,19 млрд до 10,52 млрд руб.

«Уральским авиалиниям» повезло, что они попали в список системообразующих предприятий. Привлечение госгарантий под кредиты может на несколько процентных пунктов снизить ставки банков, — считает авиационный эксперт, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. — Но уверенности в том, что даже после снижения запрашиваемого объема госгарантий им удастся что-то получить, нет. На фоне нынешних проблем «Трансаэро» и «ЮТэйра», а также других перевозчиков банки резко повышают ставки для авиакомпаний. Если в прошлом году это было связано с общей экономической ситуацией в стране и повышением ключевой ставки ЦБ, то в этом году наметилась дифференциация по отраслевым рискам. Состояние российской авиации банки-кредиторы оценивают не очень хорошо».