Кольцо заложили под проценты

«Автодор» заложил средства ФНБ под проценты в Газпромбанк

Госкомпания «Автодор» неэффективно тратит госсредства, решила Счетная палата. Часть средств, полученных из Фонда национального благосостояния, были положены в банк под проценты вместо строительства Центральной кольцевой автодороги. Это обычная практика госкомпаний, говорят эксперты. Закон эту проблему не регулирует.

Счетная палата опубликовала в среду результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование строительства ЦКАД — Центральной кольцевой автодороги. За строительство Центрального кольца отвечает госкомпания «Автодор».

На реализацию проекта ЦКАД в этом году было направлено 39 млрд руб., подсчитала Счетная палата.

Из них 21,7 млрд руб. – это средства ФНБ, вложенные в облигации «Автодора», 10 млрд руб. – субсидия Минтранса. Помимо этого, за «Автодором» с прошлого года числится неотработанный аванс в 7,5 млрд руб.

Еще один источник финансирования строительства ЦКАД — средства частных инвесторов. По плану 2014 года, они должны были вложить в проект 370 млн руб., в текущем году – 8 млрд руб. Но до настоящего времени средства инвесторов «Автодором» не привлекались, отметил аудитор СП Валерий Богомолов, проверявший работу госкомпании.

Аудитор перечислил несколько претензий к «Автодору». Например, в одну из смет по строительству были необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в размере 644 млн руб. Лишние расходы были произведены и при составлении проектной документации строительства ЦКАД — 8 млрд руб.

Расходы на корректировку документов составили 100 млн руб., подсчитал Богомолов.

Общая протяженность ЦКАД — 525 км, стоимость проекта — 300 млрд руб., половину которых составят средства ФНБ.

ЦКАД состоит из пяти участков. По данным Счетной палаты, строительство первого до сих пор не начиналось, несмотря на то что соглашение заключено более года назад. Конкурс на второй участок еще не проводился.

Строительство третьего и четвертого участков планируется только в следующем году. Тендеры были объявлены в начале года, но сбор заявок был отложен. Тем не менее у Счетной палаты все равно возникли претензии: по мнению аудиторов, стоимость строительства можно снизить на 4 млрд руб.

Строительство пятого участка также не начато, хотя соответствующее соглашение было заключено еще в декабре 2014 года и подрядчик (ООО «Кольцевая магистраль») получил аванс в 11,2 млрд руб., заключает аудитор.

Аванс и средства ФНБ не используются «Автодором» целиком и находятся на счете компании в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае — июне 2015 года на средства ФНБ составила 262 млн руб.

Наконец, аудитор отметил, что в нарушение распоряжения правительства до настоящего времени не заключено соглашение о контроле целевого расходования средств ФНБ, направленных на реализацию проекта ЦКАД.

Тем не менее правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд руб. до конца 2015 года, отмечает Счетная палата и делает вывод, что «реализация проекта ЦКАД осуществляется госкомпанией неэффективно».

В «Автодоре» пояснили, что публичное заявление Счетной палаты «явилось полной неожиданностью». Предыдущая проверка (в июне) содержала «несколько иные выводы и цифры».

«Обвинения в том, что привлеченные средства ФНБ госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке, не соответствуют действительности. Средства ФНБ в размере 38,4 млрд руб. в соответствии с распоряжением правительства РФ не были направлены на счета госкомпании. Они поступили в Газпромбанк», — говорится в комментарии «Автодора» на запрос «Газеты. Ru».

Что касается первого участка дороги, то его строительство не началось ввиду того, что сменился собственник в ООО «Стройгазконсалтинг». За несвоевременное исполнение обязательств по соглашению госкомпания выставила исполнителю требования об уплате неустойки в размере 213,89 млн руб. Более того, строительство пятого участка уже начато «в соответствии с календарным графиком строительства», заверила пресс-служба «Автодора».

Ранее сообщалось, что тендерами на строительство ЦКАД заинтересовалась ФАС.

Предполагается, что «Автодор» за пять лет (2010–2015 годы) потратит на дороги 1,48 трлн руб. При этом субсидии из федерального бюджета составят 967,2 млрд руб. Привлеченные средства «Автодора» составят 515,1 млрд руб., в том числе привлеченные средства в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» — 468 млрд руб.

Случай с «Автодором», когда деньги не пошли в экономику, а осели в банках, не уникальный

Как пояснили «Газете. Ru» в Счетной палате, в 2010–2014 годах финансирование из бюджета получили 67 крупных компаний с государственным участием на 740,5 млрд руб. Во многих госкомпаниях средства остаются невостребованными, они размещаются на депозитных счетах в банках, отмечают в СП.

«К сожалению, нормативное регулирование в этой сфере отсутствует», — признавала глава СП Татьяна Голикова, выступая перед сенаторами в июне этого года. Ключевая проблема, по ее мнению, в том, что не прорабатывается обоснованность включения в бюджет тех или иных объектов и соответствующих бюджетных ассигнований.

Размещение госсредств на депозитах на больших проектах – обычная российская практика, отмечает Илья Левин, научный сотрудник Университета им. Гумбольдта. И подталкивает к этому само государство, выделяя на «стройки века» гораздо более значимые средства, чем это реально необходимо на текущий финансовый год. «С другой стороны, банковские вклады оберегают госсредства от инфляции и позволяют обеспечить принцип бюджетной эффективности, согласно которому деньги, не использованные в проекте, не должны лежать мертвым грузом. При условии, что проценты, полученные по госсредствам, должны быть использованы исключительно на реализацию госпроекта», — говорит Левин.

Ситуация неоднозначная. ФНБ получит проценты по инфраструктурным облигациям и говорить о неэффективном использовании госсредств проблематично, отмечает Павел Селезнев, глава Центра развития ГЧП. Но многомиллиардное распыление госсредств по неэффективно работающим госкомпаниям — реальная проблема, требующая вмешательства законодателя, отмечают эксперты.