Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Кольцо от Шанхая до Лондона

ЦКАД вокруг Москвы должна быть построена к президентским выборам 2018 года

Рустем Фаляхов 12.08.2013, 21:11
Евгений Самарин/РИА «Новости»

Центральная кольцевая автодорога вокруг Москвы длиной 339 км будет построена на два года раньше запланированного — к 2018 году, к очередным президентским выборам. Обойдется она в 300 млрд рублей. Дорога станет частью панъевропейской магистрали, ведущей от Лондона через Берлин и Москву до Китая. Ускорение сроков строительства не приведет к его удорожанию, заверяет Минтранс. А собственники земель, через которые будет проложено новое кольцо, уже судятся с властями.

На совещание по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья в понедельник президент Владимир Путин прилетел на вертолете. Приземление прошло в районе села Ромашково прямо на развязке ЦКАД и Минского шоссе. Здесь достраивается так называемый северный обход города Одинцово Московской области. Участок протяженностью 18,5 км почти дотянулся до МКАД.

Решение о строительстве Центральной кольцевой автодороги было принято еще в 2001 году — для того, чтобы разгрузить МКАД, перенаправить транспортные потоки в обход Москвы. «К 2018 году центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных коридоров, востребованным как участниками экономической деятельности, так и гражданами», — заявил президент.

2018 год — новая дата окончания строительства ЦКАД. Ранее назывался 2020 год. В материалах, розданных к совещанию, говорится, что на ускорение сроков строительства повлияло решение о расширении границ Москвы и запрет на движение грузового транспорта по МКАД в дневное время.

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин ранее предлагал ускорить темп строительства ЦКАД и выносных магистралей, чтобы на выездах из Москвы не образовывались «бутылочные горлышки», когда трасса с большой пропускной способностью резко сужается.

Строительство автодороги тормозится, признают власти Подмосковья. Мешает гражданская активность — противодействие вырубке Химкинского леса на год сместило сроки начала строительства в районе Химок. Есть и проблема с выкупом земельных участков. Как и при строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Путин не обошел молчанием эту проблему. «Особое внимание прошу уделить организации выкупа земель», — сказал президент, потребовав «жестко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли». Это необходимо сделать, чтобы минимизировать ценовые риски проекта ЦКАД. Об этом же Путин предупреждал ранее, когда говорил о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью. Напомнил об этом и сейчас.

ЦКАД будет платной. Разрешенная скорость движения — 120–140 км/час. Размер платы за проезд Путин также посоветовал властям не упускать из внимания.

«Нужно тщательно просчитать справедливый размер платы за проезд на новой автодороге. Это должна быть такая величина, которая будет доступна для граждан и для участков экономической деятельности», — порекомендовал президент.

Два участка платных автодорог уже открыты в России: в Липецке (50 км) и в Московской области (20 км). В сентябре откроется 35-километровый участок в Московской области на трассе М1. Стоимость проезда для легковых автомобилей на этих участках в среднем 1 руб. за 1 км. Северный обход Одинцово длиной 18,5 км будет четвертым платным участком. В зависимости от вида транспорта стоимость проезда на всем участке составит 100–150 руб. В тестовом режиме он будет действовать с сентября, а с января 2014 года будет открыт для движения.

Врио мэра Москвы Сергей Собянин, участвовавший в совещании, заверил Путина, что конфликтных ситуацией с населением при строительстве ЦКАД не возникнет, изымать земли будут по рыночной стоимости. «В любом случае при изъятии жилой и коммерческой недвижимости проводится коммерческая оценка и имущества, и частного жилья», — заверил он.

Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев поддержал идею ускоренного строительства ЦКАД. Население области стремительно растет, и это увеличивает нагрузку на транспорт. Ежегодно, по словам Воробьева, область прирастает примерно на 250 тыс. человек.

Самые большие пробки скапливаются на выездах из Москвы и на железнодорожных переездах на магистралях, ведущих к аэропортам. Интервал движения «аэроэкспрессов», курсирующих между Москвой и аэропортами, сократился с 1 часа до 30 минут, и переезды перекрываются все чаще, люди возмущаются, пожаловался Воробьев.

Глава Минтранса Максим Соколов уточнил параметры строительства ЦКАД: полное кольцо, которое построят к 2018 году, составит 339 км. Из них 290 км — это новое строительство, остальное — реконструкция Московского малого кольца (бетонки). После 2020 года строительство ЦКАД продолжится и она станет частью панъевропейской магистрали от Европы (Лондон, Париж) до западной части Китая.

До 2020 года на строительстве ЦКАД планируется освоить 300 млрд рублей. Из них 150 млрд рублей — это средства Фонда национального благосостояния, 74 млрд рублей — средства госбюджета, 76 млрд рублей — частные инвестиции на условиях концессии.

Как пояснил «Газете.Ru» председатель правления «Росавтодора» Сергей Кельбах, деньги ФНБ на ЦКАД поступят в виде размещения корпоративных облигаций госкомпании «Автодор» на возвратных условиях по ставке инфляция плюс 1%. Источник возврата средств — плата за пользование автодорогой до 2039 года.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев уточнил, что средства ФНБ могут быть выделены на срок до 28 лет с условием освобождения от платы по процентам в течение первых семи лет.

Тема спекуляций и махинаций с землей возникает в связи с тем, что у властей есть резерв земли под застройку ЦКАД и других инфраструктурных объектов, поясняет Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторского-консалтинговой группы «Градиент Альфа».

Земли под ЦКАД были зарезервированы еще в начале 2000-х годов, то есть был определенный коридор, рамками которого ограничена продажа и перепродажа земли. Этими землями и могут спекулировать местные власти.

«Но все, кто хотел, уже купили себе там участки. Не думаю, что сейчас, учитывая, что Владимир Путин уже дважды привлекал внимание к ответственности за обход закона о резервировании земель под крупные проекты, у кого-то возникнет желание организовывать какие-либо коррупционные схемы», — говорит Гагарин. А значит, и стоимость земель не вырастет значительно.

Тем не менее в «Росавтодоре» «Газете.Ru» сообщили, что собственники земель уже судятся с властями из-за якобы несправедливой оценки стоимости земли.

Ситуация со строительством ЦКАД походит на ту, что сложилась с выкупом земель под строительство олимпийских объектов в Сочи, считает Гагарин. И там, в Сочи, и здесь, в Подмосковье, властями реализуется крупный инфраструктурный проект с изъятием земель у частных собственников. «Но на этом параллели заканчиваются. Стоимость земли на побережье Сочи за редким исключением намного выше, чем в тех районах Подмосковья, по которым пройдет ЦКАД», — говорит эксперт.

Кроме того, пустующих участков в Сочи почти не было, а в Подмосковье дорога спроектирована с учетом пустующих земель.

Корпоративные бумаги «Росавтодора», обеспеченные гарантиями государства по возвратности средств в размере 1% сверх инфляции, в принципе могут быть привлекательными для инвесторов, отмечает Андрей Верхоланцев, начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ». Хотя подобного рода ценных бумаг на российском рынке сейчас нет, а бумаги муниципальных образований часто расцениваются как экзотические и высокорисковые и по этой причине не берутся в расчет серьезными инвесторами.

«Некоторая параллель уместна с облигациями федерального займа, причем доходность по ним не гарантирована, она часто не превышает и половины процента (над инфляцией)», — говорит Верхоланцев, отмечая при этом, что инфраструктурные облигации, например, в еврозоне пользуются спросом консервативно настроенных инвесторов. Это обстоятельство может вдохновить на покупку и российские инвесткомпании.

Ускорение сроков строительства ЦКАД объясняется так: в 2018 году состоятся очередные президентские выборы. «Это не говорится вслух, но это очевидная причина.

Сейчас действующий президент проводит совещание по инфраструктурному вопросу, а по сути поддерживает избирательную кампанию врио глав Москвы и области. А в 2018 году стартует президентская кампания», — говорит Игорь Николаев, партнер компании ФБК. Избирательная кампания глав регионов могла бы быть менее затратной, иронизирует он.

По его словам, построить ЦКАД в заявленные сроки не получится. «Строительство проектировалось в те годы, когда был хотя бы небольшой, но все же экономический рост, сейчас Россия на пороге рецессии, поступления в бюджет сокращаются, и властям в скором времени придется делать выбор: продолжать тратить средства на стройки века или выполнять текущие социальные обязательства», — говорит Николаев, добавляя, что запланированные в бюджете 74 млрд рублей власти будут вынуждены направить на соцрасходы.