Слушать новости

Электрички вывезли из кризиса

Монополия получит компенсацию за убытки в пригородном сообщении

РЖД получат почти 9 млрд руб. из Антикризисного фонда. Это компенсация убытков за возвращение льготной ставки за пользование инфраструктурой пригородными пассажирскими компаниями (ППК). Мера из области «ручного управления» необходима для возвращения электричек. Но чтобы системно решить проблему, РЖД придется договариваться с регионами, передать электрички ППК и довести реформу пригородного сообщения до логического конца.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) получит 8,8 млрд руб. из Антикризисного фонда (на этот год его размер, предположительно, составит 127,4 млрд руб.). Средства пойдут на компенсацию убытков, связанных со снижением ставки тарифа за пользование инфраструктурой для пригородных пассажирских компаний до 1%. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

С начала 2015 года льготная ставка тарифа за пользование инфраструктурой для пригородных пассажирских компаний (ППК) была повышена с 1 до 25%. За этим последовала отмена целого ряда маршрутов электричек, на обслуживание которых в связи с повышением тарифа стало не хватать средств.

В начале февраля на совещании в Ново-Огарево проблему отмены электричек лично поднял президент Владимир Путин. «Что у нас, Министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей!» — отчитал он вице-премьера Аркадия Дворковича.

Выговор Путина на правительство подействовал моментально: в считаные дни в график были введены все 312 ранее отмененных электричек в 37 регионах.

Возвращение ставки на уровень 1% как раз и было предусмотрено в числе предложенных правительством мер для решения проблемы с возвращением пригородных поездов. Однако проблема гораздо масштабнее. Итоги проверки обоснованности финансовых потерь, понесенных РЖД при осуществлении пригородных пассажирских перевозок, уже опубликовала Счетная палата. Выяснилось, что РЖД вместе с регионами не разработали эффективных мер по сокращению убыточности пригородных пассажирских компаний. Хотя в 2012 — первом полугодии 2014 года РЖД получили 58 млрд федеральных субсидий на компенсацию расходов на пригородные пассажирские перевозки. В этот же период компания отменила 894 электрички из-за того, что регионы не полностью компенсировали потери РЖД.

Выделение денег РЖД, как и все меры, предпринятые для возврата электричек, вынужденная и необходимая мера, говорят эксперты. В «ручном» режиме удалось предотвратить назревавший социальный взрыв. «Другое дело, что системно проблема по-прежнему не решена», — говорит гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

В РЖД по-прежнему считают основной причиной отмены неплатежи со стороны регионов. Регионы в свою очередь называют расходы ППК на услуги РЖД в сегменте пригородных перевозок непрозрачными. Большая часть расходов ППК — это услуги локомотивных бригад, ремонт и обслуживание подвижного состава, аренда подвижного состава у РЖД.

Сейчас организацией пригородного сообщения занимаются специально созданные пригородные пассажирские компании, акционерами которых являются РЖД и региональные власти. На РЖД при этом лежит ответственность за железнодорожную инфраструктуру, а регионы формируют заказ на услуги по оказанию пассажирских перевозок и субсидируют разницу между стоимостью билетов, которую оплачивают пассажиры, и фактическими расходами ППК. «Только когда РЖД передаст электрички непосредственно в собственность ППК и сделает прозрачным механизм установления цен на аренду локомотивных бригад, ремонт и обслуживание подвижного состава, пригородные компании смогут обосновывать тарифы, у губернаторов появится мотивация платить, только в этом случае можно будет строить разумную экономику», — считает Бурмистров.

От регионов в этой ситуации требуется внести соразмерную сумму в капитал ППК. РЖД как раз ведут переговоры с регионами на эту тему. Но до сих пор непонятно, к чему они приведут. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД, положительный ответ на обращение РЖД получен пока только от Волгоградской области. Администрация региона сообщила о готовности участия в процедуре увеличения уставного капитала ППК. В некоторых регионах, наоборот, считают, что надо выходить из уставного капитала ППК, чтобы вести с ней полноценные рыночные отношения.

Глава департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев считает, что довести реформу до конца мало. «Регионы — заложники ситуации, с них по-прежнему требуют выполнение майских указов, денег дают мало, долги растут», — говорит эксперт. По его мнению, денег на электрички у регионов не будет даже при обоснованных тарифах. «Латание дыр в «ручном» режиме продолжится и в следующем году», — уверен он.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть