Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Иванов» на остановке

Типичные представители среднего класса начинают меньше бояться безработицы, но все еще отказываются от крупных покупок

Екатерина Брызгалова 31.10.2013, 10:06
Большая часть опрошенных остается чувствительной к колебаниям цен на продукты питания Руслан Шамуков/ИТАР-ТАСС
Большая часть опрошенных остается чувствительной к колебаниям цен на продукты питания

В четвертом квартале покупательная способность потребителей повысится, прогнозирует Sberbank CIB. Но пока представители среднего класса остаются чувствительными к колебаниям цен, обеспокоены инфляцией и стараются избегать крупных покупок, показали результаты исследования «Индекс Иванова».

Индекс доверия потребителей не меняется с марта 2013 года и остается на уровне минус 8%, следует из исследования «Индекс Иванова», опубликованного «Корпоративно-инвестиционным бизнесом» (Sberbank CIB). Это уже пятое по счету исследование, которое публикует подразделение банка. Для Sberbank CIB исследование подготавливает агентство рыночных исследований Cint.

«Иванов» — это уверенный в себе потребитель с квартирой и, как правило, с машиной, и это символ среднего класса, уверены аналитики Сбербанка.

Цель исследования — выяснить, улучшаются или ухудшаются экономические условия, а также как ситуация влияет на их личное благосостояние и на потребление товаров и услуг. В ходе исследования опрашивают 2,3 тыс. россиян в возрасте 18–65 лет в 164 городах с населением более 100 тыс. человек. В Сбербанке уточняют, что исследование по методологии близко к индексам, публикуемым в ЕС.

В третьем квартале 2013 года продуктовая инфляция замедлилась до 6,6 с 8,7% во втором квартале. Но цены остаются высокими, и покупатели не замечают изменений. Чтобы остановить отток потребителей, магазины будут предлагать более низкие цены, что должно уменьшить продуктовую инфляцию, считают исследователи.

В четвертом квартале покупательная способность повысится, обещают они.

Но большая часть опрошенных остается чувствительной к колебаниям цен на продукты питания (показатель увеличился до 56 с 55% в июле). А доля расходов на них в бюджете среднего потребителя сократилась до 40%.

Лишь 19% «Ивановых» считают, что сейчас хороший период для совершения крупных покупок.

Но число респондентов, у которых нет сбережений, сократилось до 40% в сентябре с 43,2% в июле 2013 года. Средний уровень доступных сбережений у граждан составляет 10,6% (сумма, которая остается после всех трат, в том числе крупных покупок и отпуска).

Долгов у респондентов не так много — всего у 14,5%, говорится в исследовании. Доля задолженности от доходов составляет 6,7%. При этом чуть более половины опрошенных отмечают, что никогда не брали кредит — 52% и никогда не пользовались кредитными картами — 57%.

Уровень безработицы в третьем квартале меньше беспокоит потребителей, чем в предыдущие периоды, отмечают исследователи. Индекс чистого найма увеличился до минус 34% с минус 43%, а уровень безработицы снизился до 9,9% в сентябре с 11,8% в июле 2013 года. Возможно, причиной позитивных изменений стал тот факт, что предприятия стали менее активно сокращать персонал. Но улучшения на рынке труда вряд ли смогут улучшить опасения в отношении инфляции.

Среди положительных факторов аналитики отмечают усиление конкуренции продуктовых розничных магазинов формата «у дома».

В городах, где проводились опросы, 61% магазинов «Пятерочка» и 58% магазинов «Магнит» находятся в непосредственной близости друг от друга и, таким образом, напрямую конкурируют. А уровень проникновения розничных магазинов составляет 65%. Покупатели все чаще отдают предпочтение современным торговым сетям, чем магазинам старого образца.