Вложиться в порты

Власть хочет создать прозрачные условия софинансирования развития южных портов

Президент РФ Владимир Путин озаботился проблемой развития южных портов страны. Для этого он считает необходимым создать условия для увеличения потока частных инвестиций в отрасль и обеспечить прозрачные правила софинансирования проектов. Эксперты соглашаются с идеей стимулирования частных инвестиций, однако удивляются прозвучавшим данным и констатируют, что формулирование правил еще не значит, что они не будут нарушаться.

Нужно создать условия, чтобы частных инвестиций в развитие портов было гораздо больше, заявил сегодня на совещании по развитию портов Азово-Черноморского бассейна президент РФ Владимир Путин. По его словам, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы бизнес чувствовал поддержку государства. «Без этой поддержки вряд ли между собой удастся договориться и добиться гармонизации отношений», — сказал глава государства. При этом президент пояснил, что

речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков и об эффективных инструментах софинансирования.

«В том числе надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации», — отметил Путин.

По его словам, российские порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает. К 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах бассейна увеличится в два раза, до 150 млн тонн. «Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе. Такие инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении.

По сути, то, о чем мы говорим, — это инфраструктурные ограничения роста в самой экономике. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные издержки. Для России это прямая упущенная выгода», — констатировал Путин.

Президент добавил, что потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов в этом регионе, прежде всего Туапсе и Новороссийска, ограничен из-за целого ряда объективных факторов. «Наша задача — не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы», — сказал глава государства.

«Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это одна из критических компонент при работе портов сегодня в России», — заявил также Путин.

Эксперты удивляются прозвучавшим на совещании данным. Генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов, например, отмечает, что

президенту дают неправильные цифры. «Он говорит о том, что растет Азово-Черноморский бассейн, однако, по данным того же Минтранса, оборот Азово-Черноморского бассейна упал на 10% за семь месяцев текущего года. Это открытые данные. Поэтому в принципе говорить о недостатке инфраструктуры или о том, что Новороссийск или Туапсе исчерпали свою пропускную способность, вообще странно», — заметил эксперт.

При этом, по словам Безбородова, в принципе частных инвестиций в развитие портов сейчас и так вкладывается очень много. «Инвестирование в развитие портов интересно сегодня и привлекательно для развития частного бизнеса.

Отрасль на самом деле одна из наиболее «проинвестированных» в сравнении с прочими инфраструктурными отраслями»,

— говорит Безбородов. По словам эксперта, туда, где созданы привлекательные условия, капитал и так идет.

Как отметил один из представителей частного бизнеса, заинтересованный в инвестировании в развитие портов, правила, озвученные президентом, понятны и очевидны. Но главное — как они будут выполнены на практике. Должны быть созданы механизмы государственно-частного партнерства, при которых госмонополии (как, например, РЖД) и соответствующие ведомства действительно несли бы ответственность за своевременное выполнение своей части работы.

«Правила можно написать понятные и подробные. Однако не всегда удается добиться их исполнения. ,

— говорит в свою очередь директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Когда была приватизация генерирующих мощностей, инвесторов привлекали тем, что им будут обеспечивать необходимую индексацию тарифов. А этим же летом было принято решение индексировать в пределах инфляции, то есть это, в общем, расходится с тем, что обещали энергетикам», — добавляет он.