Чистый отток капитала из России в первом квартале 2013 года составил $25,8 млрд против $7,9 млрд в четвертом квартале 2012 года, оценил Банк России. Основная доля вывоза капитала в первом квартале 2013 года была обеспечена банковским сектором — $24 млрд, на компании и граждан приходится всего $1,8 млрд выведенных за рубеж средств.
В прошлом году чистый вывоз капитала банковским сектором был зафиксирован только в первом квартале ($9,7 млрд), затем в течение трех кварталов банки ввозили капитал. Во втором квартале — $11,6 млрд, в третьем — $7,7 млрд, в четвертом — $8,9 млрд. Но в прошлом году был выше чистый вывоз капитала небанковским сектором. В первом квартале — $23,8 млрд, во втором — $16,9 млрд, в третьем — $15,1 млрд, в четвертом — $16,9 млрд.
Официальный прогноз ЦБ по оттоку капитала на 2013 год — в пределах $10 млрд. События на Кипре вряд ли успели оказать влияние на отток, считает председатель Банка России Сергей Игнатьев.
В начале марта министр финансов Антон Силуанов заявлял, что хочет быть оптимистом, поэтому оценивает отток в $10—15 млрд. Прогноз Минэкономразвития также от нуля до $10 млрд при стоимости нефти $97 за баррель. Оценив подсчеты ЦБ, Минэкономразвития не исключает, что повысит прогноз по оттоку капитала на 2013 год, сообщил в среду заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, комментируя данные за первый квартал.
Чистый приток капитала в Россию сменился оттоком в кризисном 2008 году, когда он составил $133,7 млрд. По данным Центробанка, в 2010-м было выведено $33,6 млрд, в 2011-м — $80,5 млрд.
Чистый отток в 2012 году составил $56,8 млрд, из них к категории «сомнительных операций» ЦБ отнес $35,1 млрд. Более половины сомнительных операций по выводу капитала из России может контролировать одна группа лиц, говорил Игнатьев в интервью газете «Ведомости».
«Это может быть оплата поставок наркотиков (...), серого импорта (...), взятки и откаты чиновникам (...), менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях. Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов», — сказал он. Анализ Центробанка показал, что больше половины объема сомнительных операций проводятся фирмами, прямо или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями.
«Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц», — резюмировал глава ЦБ, не уточнив, однако, что это за группа, но выразив уверенность, что при серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей от сомнительных операций можно найти.
В среду Игнатьев заявил, что Банк России пока не видит результатов от своих обращений в правоохранительные органы по поводу фиктивных операций в российской экономике. «Мы взаимодействуем, но результат получается не очень эффективным», — сказал он.
«Наш анализ сомнительных платежей показывает, что большая их половина осуществляется фирмами, связанными между собой платежными отношениями. Возникает впечатление, что все они находятся под контролем одной группы», — подтвердил глава ЦБ.
В структуре оттока за первый квартал большую часть составляет обслуживание внешних займов, заметил главный экономист «Открытия» Владимир Тихомиров. В этом году российскому бизнесу придется выплатить западным банкам $122 млрд. В 2012-м было выплачено $187 млрд. Сейчас корпоративный внешний долг составляет около $500 млрд.
В структуре потоков капитала учтена и сделка по покупке «Роснефтью» ТНК BP, уточняет эксперт Центра развития ГУ ВШЭ Сергей Пухов. «Судя по платежному балансу за первый квартал, обязательства российских компаний перед нерезидентами выросли на $70,2 млрд, что в семь раз ($10,4 млрд) больше обязательств в первом квартале 2012 года и почти в два раза больше ($39,9 млрд), чем за весь прошлый год. Это сказалось и на притоке капитала, и на оттоке», — говорит Пухов.
Не исключено, что на размер оттока повлиял и банковский кризис на Кипре, но достоверно отследить это по данным платежного баланса невозможно, добавляет эксперт банка ING Дмитрий Полевой.
По оценке ING, годовой отток составит $20—25 млрд. Вдвое больший отток прогнозирует эксперт Райффайзенбанка Мария Помельникова.
Продолжающий отток негативно скажется на экономическом росте, отмечает Пухов. «Очевидно, что привлекательность инвестирования в российские активы падает, новых значимых проектов становится меньше, инвесторы не видят перспектив», — резюмирует Пухов.
Для рубля продолжающийся отток — это очевидный риск: сальдо текущего счета продолжит снижаться, что на фоне сохраняющегося оттока будет давить на рубль, добавил Полевой.