Министры финансов стран еврозоны одобрили выделение Кипру финансовой помощи в размере 10 млрд евро. Это меньше, чем нужно стране: изначально речь шла о 17 млрд евро. За помощью Никосия обратилась еще в июне 2012 года, но переговоры тормозились прошедшими в феврале выборами президента и несогласием местных властей с урезанием расходов бюджета.
Кипр (после Греции, Ирландии, Португалии и Испании) стал пятым членом еврозоны, который получит международную помощь от Еврокомиссии, Европейского центробанка и Международного валютного фонда. Полученные деньги пойдут преимущественно на рекапитализацию банковской системы, тесно связанной с пораженной долговым кризисом Грецией.
После 10-часовых переговоров Никосия согласилась ввести единовременный налог на депозиты — 6,75% на суммы до 100 тыс. евро и 9,9% свыше этого порога. Постоянным налогом предполагается обложить процентный доход с вкладов. Нововведения вступят в силу во вторник, 19 марта (в понедельник на Кипре банковский выходной).
Эти меры затронут граждан России: по подсчетам финансистов, из $91,5 млрд кипрских депозитов $18,3 млрд принадлежат россиянам.
Введение налогов и сборов на вклады должно принести в кипрский бюджет 5,8 млрд евро.
Сделанное ночью объявление министра финансов Нидерландов Йеруна Дейсселблума заставило киприотов, желающих снять деньги, утром в субботу выстроиться в очереди перед банками. Но закрыть счета теперь проблематично. По словам министра финансов Михалиса Сарриса, перевод крупных сумм через электронные банковские системы будет заблокирован. Подлежащие взиманию новых сборов депозиты во вторник, вероятно, будут заморожены, уточнил член правления ЕЦБ Йорг Асмуссен.
Такие меры приняты специально для того, чтобы деньги не смогли снять зарубежные вкладчики, преимущественно граждане России и Великобритании.
Без введения ограничений основное налоговое бремя могло бы лечь только на граждан Кипра, пояснил Асмуссен.
Введение единовременных сборов на депозиты – уникальная мера, связанная с особенностями раздутой банковской системы Кипра, признал Дейсселблум. «Это вклад в обеспечение финансовой стабильности Кипра», — подчеркнул чиновник.
Кредиторы также заставили Кипр поднять ставку корпоративного налога с 10% до 12,5%, сообщили источники Reuters. Корпоративный налог на Кипре самый низкий в странах еврозоны, поэтому многие компании, в том числе российские, выбирают именно эту юрисдикцию для регистрации. Теперь кипрская ставка сравняется с ирландской. Даже 12,5% слишком мало, считают партнеры по еврозоне: например, от Дублина не раз требовали повысить налог.
Без помощи Кипру грозил бы дефолт.
В случае реализации негативного сценария российские банки, работающие с зарегистрированными на Кипре компаниями российского происхождения, потеряли бы до $50 млрд, подсчитало рейтинговое агентство Moody's.
В частности, объем кредитов, выданных российскими банками кипрским офшорам на конец 2012 года, составил около $30—40 млрд. Кроме того, в дочерних компаниях российских банков на Кипре размещено около $12 млрд. Еще $1 млрд – капитал дочерних банков и компаний на Кипре.
Помощь в размере 10 млрд евро, повышение налогов и приватизация на 1,4 млрд евро позволит Кипру к 2020 году снизить объем долга до 100% ВВП, заявил Дейсселблум.
В Еврокомиссии рассчитывают, что в спасении экономики Кипра поучаствует и Россия, заявил еврокомиссар Олли Рен. Он надеется, что Москва рефинансирует выданный Никосии кредит на 2,5 млрд евро.
Кипр запросил отсрочки погашения кредита на 5 лет, до 2021 года, и снижение ставки с 4,5% на 1,5–2 процентных пункта.
На следующей неделе на переговоры в Москву вылетит министр финансов Кипра Михалис Саррис. Тему экономической помощи на встрече с Владимиром Путиным надеется поднять и президент Кипра Никос Анастасиадес. Он должен посетить Россию в ближайшие недели.
Кроме того, кипрские чиновники говорили, что российские инвесторы интересуются покупкой мажоритарного пакета акций в Cyprus Popular Bank и в увеличении доли в Банке Кипра. 9,7% банка еще принадлежит структуре бывшего основного владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева.