Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Небо выставят на аукцион

ФАС предлагает авиакомпаниям покупать назначение на международные авиалинии через аукцион

Алина Черноиванова 28.08.2012, 21:26
ФАС может выставить международные авиамаршруты на аукцион ИТАР-ТАСС
ФАС может выставить международные авиамаршруты на аукцион

Антимонопольная служба предлагает авиакомпаниям покупать назначение на международные авиалинии через аукцион. Инициатива, которую уже поддержал Минтранс, спровоцирована тем, что перевозчики не могут прийти к согласованной позиции по критериям отбора на маршруты.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает авиакомпаниям обсудить возможность назначения на международные воздушные линии на конкурсной основе — через аукцион. Предложение сформулировано в письме заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, направленном в авиакомпании 28 августа (копия документа есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Голомолзин входит в состав межведомственной комиссии, созданной в мае 2012 года для совершенствования механизма допуска перевозчиков на международные маршруты. Ранее участники рынка неоднократно указывали на недостаточную прозрачность решений Росавиации по назначению авиакомпаний на международные линии, но и с созданием межведомственной комиссии спорных ситуаций меньше не стало: в июле конкурентом «Аэрофлоту» на линии Москва — Ницца стала авиакомпания «Россия», принадлежащая «Аэрофлоту». Решение комиссии вызвало протест у ближайшего конкурента монополии — компании «Трансаэро». Тогда же против назначения аффилированных компаний на одну линию выступил и Голомолзин.

В августе Минтранс подготовил проект критериев отбора компаний на международные линии для развития конкуренции и демонополизации рынка. Но по предложенному варианту перевозчики представили несогласующиеся позиции.

Голомолзин подтвердил, что компаниям направлено письмо с предложением рассмотреть возможность аукциона, и добавил, что отсутствие согласованной позиции у авиакомпаний по предложенным Минтрансом критериям — одна из причин того, что сейчас обсуждается конкурсный вариант.

«С точки зрения процедуры он лучше, с точки зрения эффекта вопрос подлежит обсуждению», — пояснил замглавы ФАС, отказавшись детализировать инициативу.

«Идет проработка варианта — насколько он приемлем. Есть некоторые мысли на этот счет, но готовых предложений нет. Хотим понять отношение к нему участников рынка», — добавил Голомолзин.

В Минтрансе подтвердили инициативу ФАС, сообщив, что такой вариант рассматривается и в министерстве его поддерживают. Детализировать варианты проведения аукциона в ведомстве отказались.

Срок представления позиций перевозчиков по новой инициативе ФАС три дня — до 31 августа.

В «Трансаэро» сообщили, что пока не получали письма Голомолзина. В UTair инициативу ведомства не комментируют. Получить оперативный комментарий в других компаниях не удалось.

В отрасли предложение ведомств о назначении на международные линии через аукцион вызвало недоумение. «Если речь идет о стандартном денежном аукционе, то инициатива не соответствует российскому законодательству: непонятно, как ведомства собираются продавать такую государственную услугу, как назначение на международную линию», — говорит источник на рынке.

«Непонятно, куда пойдут вырученные от реализации линии деньги. На содержание Росавиации или куда-то еще?» — задается вопросом другой источник.

Голомолзин пояснил, что в международной практике «существует механизм аукционного доступа по разного рода ограниченным ресурсам». Но в авиационной отрасли знают только о практике продажи слотов в аэропортах. «В наиболее загруженных аэропортах удобные часы прилета — дефицитный товар, и в ряде аэропортов практикуется продажа слотов на аукционе», — говорит главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Критерий победы может предельно упроститься: кто заплатил больше, тот и будет летать, хотя очевидно, что и в этом случае оправдан предварительный отбор, который не допустит к участию в аукционе перевозчиков, регулярно задерживающих рейсы или не имеющих сертификата IOSA, — комментирует предложение ФАС эксперт. — Но утверждать, что такая схема отвечает интересам пассажиров и авиационной отрасли в целом, не приходится».

Чем больше компания заплатит за право возить пассажира, тем дороже обойдутся билеты, констатирует Пантелеев. Хотя на загруженных линиях пассажиры могут и не заметить повышения: оно будет размыто по всему пассажиропотоку, добавляет он.

Минтранс собирал позиции перевозчиков по проекту нового порядка допуска до середины августа, обещав, что согласованная позиция будет проанализирована и «окончательный вариант документа с учетом мнений авиакомпаний будет вывешен для общественного обсуждения на сайте министерства». Пока нового проекта документа на сайте ведомства нет.