Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ситуация на дорогах из года в год ухудшается»

Сервис «Яндекс.Пробки» ответил на обвинения в сговоре с властями и рассказал о реальной ситуации на дорогах

На фоне обвинений в сговоре с московскими властями и занижении показателей загруженности улиц в «Яндекс.Пробках» признались, что ситуация на дорогах города с каждым годом ухудшается. Такие меры, как выделенные полосы, запрет движения фур по МКАД и платная парковка, результата не принесли. При этом чиновники отказываются предоставлять в открытый доступ данные с ГЛОНАСС о движении общественного транспорта, чтобы облегчить жизнь жителям города. О том, как происходит взаимодействие с властями, как меняется ситуация в городе и почему на картах не показывают перекрытия для проезда VIP-кортежей, в интервью «Газете.Ru» рассказал аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.

— Блогеры обвинили «Яндекс.Пробки» в необъективной оценке транспортной ситуации в городе. В частности, высказываются претензии, что ваш сервис в последнее время занижает показатели на дорогах на два балла. Насколько эти претензии обоснованы?

— Дело в том, что год за годом в Москве уровень пробок колеблется в зависимости от сезона. И это не связано с действиями властей или «Яндекса». Это связано с изменяющимся в течение года ритмом жизни людей. Осенью интенсивность поездок увеличивается, до предела ситуация обостряется к Новому году. А потом снова пробки очень постепенно идут на спад. К середине лета и до середины августа мы имеем самый свободный сезон в году. Это объективная реальность, которую «Яндекс.Пробки» отражает. Действительно, загруженность в августе ни разу не превышала семи баллов. И для августа это совершенно нормальный показатель. Однако лето заканчивается, и с каждой неделей дорожная ситуация будет осложняться и баллы будут расти.

У нас одна балльная система на весь год. Десять баллов — это событие, которое случается в самые худшие дни в году, обычно зимой. То есть десять баллов — это экстраординарная ситуация.

В Москве серьезные пробки, и даже летом они серьезные. Но осенью будет хуже, поэтому сейчас баллы далеки от максимальных.

— Хуже, чем сейчас? Или хуже, чем вообще когда-либо?

— Хуже, чем сейчас. Если говорить про изменения от года к году, то на самом деле ситуация ухудшается. В целом прирост пробок год от года незначителен. С 2011-го он составляет примерно 5% в год. То есть ухудшение есть, но небольшое. Оно в основном приходится, кстати, что интересно, на относительно свободные периоды. То есть в часы пик пробки уже почти не растут — по всей видимости, они где-то находятся на грани, когда люди просто не готовы ехать в это время. А середина дня, ранние часы, поздние часы, понедельник, выходные — они год от года все более осложняются.

На самом деле пятипроцентное ухудшение ситуации трудно заметить невооруженным глазом. Основное субъективное ощущение у людей появляется из-за очень больших перепадов загруженности на дорогах при смене сезонов. То есть осенью водители будут говорить, что на дорогах ужасные пробки и никогда таких не было. На самом деле, просто за весну–лето ситуация стала легче, а потом резко усложнится в сентябре.

У людей появится ощущение, что начался какой-то ужас. Хотя все то же самое уже было и в прошлом, и в позапрошлом году.

— Я опять вернусь к теме обвинений блогеров. Они сравнивают показатели «Яндекс.Пробки» с аналогичным сервисом на Mail.ru. Так вот, показатели ваших конкурентов при оценке загруженности города в среднем на один-два балла выше. Почему? У вас разная система подсчета?

— Наша система — это 10-балльная шкала, и баллы в ней распределяются в зависимости от среднего времени, которое автомобилист может потратить в пробке в данный момент. Факт, подтвержденный годами («Яндекс.Пробки» в Москве работает с 2006 года), состоит в том, что летом на дорогах свободнее, чем зимой. А весна и осень — переходные периоды. Летом люди объективно проводят меньше времени в пробках, и это естественным образом отражается на баллах. Возможно, есть другие подходы к оценке загруженности, но у нас всегда было так. Мы уверены в качестве наших данных и в алгоритмах, мы регулярно следим за тем, чтобы все работало четко, без искажений.

— Расскажите простым языком, чтобы большому кругу пользователей было понятно, как вообще ведется подсчет баллов при оценке транспортной ситуации в Москве.

— Баллы строятся на основании данных о пробках по всему городу. У нас есть возможность вычислить время движения по основным магистралям с учетом текущей пробочной ситуации. Мы подсчитываем, сколько бы времени потратил один условный автомобилист, если бы прямо сейчас он попытался проехать из одного конца Москвы в другой. И также мы считаем еще для множества условных автомобилистов, следующих по разным маршрутам по всей Москве. Все это время суммируется, оно получается огромным — условно 60 часов. Это время сравнивается с тем временем, которое потребовалось бы всем им для проезда по тем же маршрутам, если бы пробок в городе не было. Условно пусть это будет 30 часов. Соответственно, отношение одного числа к другому говорит о том, насколько в среднем город загружен. То есть мы видим, что человек потеряет на всех дорогах из-за пробок 100 процентов времени. Вот из этого процента дальше вычисляется балл по таблице, которая одинакова и летом, и зимой. Чем больше потеря времени, тем больше балл.

— Откуда вообще «Яндекс» получает данные о загруженности дорог, как это происходит?

— Данные «Яндекс» получает непосредственно от самих автомобилистов, которые на своих смартфонах запускают «Яндекс.Навигатор» или «Яндекс.Карты». Современные смартфоны могут определять местоположение достаточно точно при помощи GPS и ГЛОНАСС и по мобильным сетям могут передавать эту информацию на серверы «Яндекса». Соответственно, к нам стекаются данные о том, что некоторый объект движется с определенной скоростью. Если мы видим, что он движется вдоль улицы и скорость у него высокая, мы понимаем, что там пробки нет. Если же мы видим, что объект достаточно долго и медленно движется по улице и не разгоняется, мы понимаем, что здесь пробка. Конечно, одновременно учитываются те же данные и от соседних автомобилистов. Так, если скорость одного из них сильно отличается от скорости большинства, мы понимаем, что, возможно, он едет не на автомобиле, а передвигается как-то по-другому. Такие данные мы считаем «мусорными» и не учитываем. При высоких скоростях дорога окрашивается в зеленый, при средних — в желтый и при низких — в красный цвет. В итоге получается схема пробок, которую, собственно, и видят потом остальные участники движения. Получается, что автомобилисты помогают друг другу, зачастую даже не зная об этом. Один проехал — улица закрасилась в соответствии с его скоростью. Второй уже знает, что если улица красная, туда ехать не стоит, и поедет по другой дороге. Ну и так далее.

— А сколько в среднем пользователей одновременно заходят на «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор»? От скольких людей вы получаете информацию единовременно?

— Порядка сотни тысяч человек в Москве одновременно в час пик могут передавать нам данные.

— Иногда, пользуясь «Яндекс.Навигатором» или «Яндекс.Пробками», я сам вижу, что передо мной серьезная пробка, а на карте маршрут все равно обозначен зеленым цветом. Даже в «разговорчиках» люди отмечают: почему здесь «зеленое», когда на самом деле все красное и все стоит. С чем это связано?

— Алгоритм «Яндекс.Пробок» рисует те данные, которые к нам пришли. И чем чаще они приходят, тем актуальнее картинка. Если новых данных не поступает, то текущий цвет остается на определенное время. Если за это время приходят новые данные, цвет меняется в соответствии с ними. Если нет — закраска исчезает до появления свежих данных. К сожалению, иногда свежие данные или не поступают, или поступают, но недостаточно, чтобы им сразу поверить и взять в расчет. Давайте проиллюстрирую ситуацию. Вот есть улица, по которой много машин едет быстро. И вдруг одна машина стала ехать медленно. Варианта два: или это сигнал о пробке, или он поехал медленно по своим личным причинам — ищет что-то или вообще припарковался, вышел из машины и пошел пешком. Данные у нас все анонимные, мы ничего не знаем про человека, мы ничего о нем не спрашиваем, не выясняем. Поэтому обычно приходится ждать некоторого подтверждения в виде новых сигналов на этой улице. Пока их нет, зеленое остается зеленым, несмотря на то что там, возможно, началась пробка. Так возникает несоответствие, обычно такое случается при резком росте пробки. Потому что если пробка образуется постепенно, постепенно зеленый меняется на желтый, потом на красный, резких несоответствий не происходит. А вот если какая-то аварийная ситуация или по какой-либо другой причине пробка растет очень быстро, то, к сожалению, потребуется некоторое время, чтобы удостовериться, что на самом деле пробка, и сменить зеленый на красный. Иначе есть не меньший риск ошибиться в другую сторону — покрасить зеленое в красное на основе одного сигнала, который окажется «мусорным». Однако таких несоответствий со временем на сервисе становится все меньше и меньше, так как мы получаем все больше сигналов за счет постоянного роста аудитории приложений «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор».

— Есть довольно болезненный вопрос для многих московских автомобилистов. Это перекрытия для проезда кортежей чиновников. В частности, я тоже становился свидетелем, что дорога перекрыта для спецпроезда и все стоит намертво, но тем не менее дорожная ситуация отображается зелененьким цветом, как будто пробок нет. Почему так происходит?

— Здесь ситуация аналогичная быстрорастущей пробке. По одну сторону перекрытия машины резко остановились, и происходит то, что я уже описал выше: некоторое время еще продолжает держаться зеленая закраска дороги, пока мы не получим несколько сигналов об остановке. По другую сторону перекрытия тоже интересно. Машины ехали быстро и вдруг — вообще никто не едет. Опять же сразу непонятно, что происходит — то ли просто сигналов нет, потому что никто не передает, то ли действительно никого и нет. Но как это сразу понять? Если такое длится достаточно долго, закраска этого участка пропадает, так как данных о скорости нет. До этого момента, соответственно, на этом участке сохраняется закраска того цвета, который был непосредственно до перекрытия.

Совсем другое дело, если мы можем знать заранее о перекрытиях.

Обычно это запланированные перекрытия перед праздниками, парадами, марафонами, о которых мэрия или ГИБДД сообщают заранее. У нас есть корпус экспертов, которые добавляют на карту эту информацию о перекрытиях в виде коричневых линий. Что касается спецпроездов — про них нам никто не сообщает. Хотя мы, конечно, были бы рады узнавать о них заранее. Потому что мы понимаем, что люди теряют из-за них много времени. И главное, что алгоритмы у нас готовы к такой информации — если будет отмечен перекрытый участок, маршруты будут строиться в объезд него, и большого зла такие перекрытия не принесут.

— А не пробовали ли вы как-то обратиться, может быть, к чиновникам, может быть, к ФСО. Мол, давайте, ребята, будем отмечать ваши спецпроезды, чтобы люди так не мучились из-за вас. Вы, наверное, в курсе, есть конспирологические версии, что «Яндекс.Пробки» сознательно не отмечает эти перекрытия.

— Такие данные получить не удается. Хотя есть позитивные подвижки. Сейчас по всей России общественный транспорт оборудуют ГЛОНАСС-приемниками, и у нас уже есть сервис, который показывает движение транспорта в реальном времени. Сервис работает в нескольких городах (Казань, Омск), а также с недавнего времени и в Московской области.

Но только не в Москве. Здесь этих данных нам не предоставляют.

— А с чем связано, почему не дают доступ?

— Разные версии выдвигаются. Вплоть до того, что это какая-то антитеррористическая защита. Тут нам трудно комментировать. Факт в том, что готовый сервис у нас есть, а данных нет. Поэтому люди пока продолжают терять время в ожидании автобусов и мерзнуть на остановках, хотя могли бы выходить точно к автобусу. Нет — значит нет, мы стараемся делать хорошо то, что в наших силах.

— Как «Яндекс.Пробки» работает с московскими властями, в чем эта работа заключается? Может быть, вы в тендерах участвуете. А может быть, в таких проектах, как ГЛОНАСС на общественном транспорте.

— Иногда к нам приходят с просьбой предоставить архивные данные. Например, как-то мы как раз для властей проводили аналитику по скорости движения экспресс-автобусов. Была еще история, когда один частный человек вошел в дорожную комиссию Зеленограда, и от ГИБДД к нам пришло официальное письмо с просьбой выдать данные для настройки светофоров. То есть это скорее была формальная инициатива властей, а реально вот этот человек своим энтузиазмом организовал движение в Зеленограде, перенастроил светофоры, а мы помогли с данными. Кроме того, мы иногда проводим исследования по транспортной или аварийной ситуации в Москве. Мы их отдаем в СМИ, публикуем в открытом доступе. Сами иногда используем данные, которые, наоборот, публикует город. Надеемся, что с автобусами в конце концов все-таки данные до нас дойдут и такой сервис наконец появится у москвичей.

— Скажите, а были ли ситуации, когда к вам приходили с просьбой или, может быть, оказывалось давление со стороны властей, чиновников или каких-то органов, когда они были недовольны показателями «Яндекс.Пробок» и просили на них как-то повлиять?

— Нет. Из официальных обращений от государственных служб были только запросы из Следственного комитета. Они интересовались информацией о дорожной ситуации на какой-то момент времени для расследования каких-то уголовных дел. Других писем не было.

— То есть претензий не было со стороны властей никогда?

— Нет.

— Скажите, а «разговорчики» (сообщения, которые на маршруте «Яндекс.Пробок» оставляют сами пользователи) как-то модерируются? Зачастую там довольно жесткие, резкие высказывания. Или сами пользователи выступают одновременно модераторами?

— Да, вы правильно сказали, что, во-первых, сами пользователи могут минусовать и плюсовать «разговорчик». От этого изменяется, как у нас называется, время его жизни. То есть если многие люди минусуют «разговорчик», он быстро сам исчезнет, и если же его плюсуют, то он довольно долго будет висеть на карте. При этом, что касается модерации, то она тоже есть, но она относится больше к стилистике. Так, у нас есть автоматический фильтр на мат или разжигание межрелигиозной розни. Грубая речь, оскорбления уже пресекаются нашими модераторами.

— У меня вопрос про выделенные полосы для общественного транспорта. Скажите, активное внедрение спецполос как сказалось на транспортной ситуации в городе?

— Какого-то революционного изменения полосы не принесли. Но точно измерить эффект сложно из-за сезонных колебаний. В целом у нас нет наблюдений, когда бы можно было отметить заметное улучшение или ухудшение от рукотворных действий властей.

— Как изменилась ситуация на МКАД после введения запрета на дневное движение фур?

— Мы очень тщательно анализировали ситуацию, собирали статистику. И пришли к выводу, что запрет принес очень слабый эффект. Ситуация на МКАД за эти месяцы сильно менялась. Но, очевидно, не в связи с запретом. Дальше мы посмотрели, как во всем городе менялась ситуация и как на МКАД. И оказалось, что ситуация почти в точности одинаково меняется. И единственное небольшое, действительно, улучшение, которое было отмечено, — это в середине дня, в межпиковые часы стало чуть-чуть легче. То есть, по всей видимости, в часы пик, утром и вечером, основной поток и раньше состоял из легкового автотранспорта. С ним МКАД не справлялась. Так было — так и осталось. В середине дня, по-видимому, все-таки более заметную долю составляли действительно большегрузные машины. И вот в это время чуть-чуть стало свободнее.

— Также люди часто интересуются, как изменилась ситуация ночью.

— Ночью никаких новых пробок не появилось. Отдельные экстремальные ситуации бывают зимой в связи с гололедом.

— Как изменилась ситуация в центре города с расширением зоны платной парковки с 1 июля этого года?

— Здесь опять же сильно влияет сезонный фактор. Наступило лето и, очевидно, стало лучше на дорогах.

— Сезонный фактор?

— Да. В целом исходя из теории транспорта должно стать лучше. Но, по нашим наблюдениям, где-то стало чуть хуже, где-то образовываются «дыры» — значит, стало чуть свободней. Но количественно оценить сложно. В общем, хорошим критерием будет осень, когда загруженность, очевидно, во всем городе вернется, и на этом фоне уже можно будет смотреть, какой стала ситуация в центре.

— С чем вы связываете этот рост загруженности в городе?

— Самый очевидный фактор — люди приобретают все больше автомобилей, и, соответственно, больше машин выезжает на дороги. И здесь совершенно неудивительно, что пробки растут. Скажем, что изменилось в Москве по сравнению с двадцатью годами раньше? Очевидно, стало просто больше автомобилей. Этот фактор очень часто упускают из виду, говорят, что что-то делают так, ситуация все ухудшается. Ситуация все ухудшается, потому что становится все больше машин. Эффект от улучшения, очевидно, перекрывается эффектом от того, что машин становится больше.

— Прогнозировать можно, как будет меняться ситуация дальше?

— В годы, когда был экономический спад, рост пробок тоже замедлился. Поэтому очень трудно прогнозировать. Но в целом общий тренд такой, что действительно заполняются все пустоты, где пробок не было, но теперь они постепенно растут. То есть уже пиковые часы почти не растут — по всей видимости, психологическая отсечка работает, люди не готовы уже выезжать, они все-таки пересаживаются на общественный транспорт. А вот относительно свободные дни — в них все тяжелее ездить. Люди ищут все возможности, чтобы все-таки проехать на автомобиле. Постепенно в свободные часы и в выходные все сложнее будет проехать.

Новости и материалы
Дочь советского артиста Папанова рассказала, как ее унизил Меньшиков
В квартире подозреваемого в надругательстве над несовершеннолетней сатаниста прошли обыски
«Пришел Сережа»: Mia Boyka пожаловалась, что покинула «Маску» из-за Лазарева
МО РФ заявило об ударах бомбами по украинской ДРГ у границы с Россией
Буланова опубликовала редкое фото сына, который на пять лет моложе ее супруга
Путин: хозяева бросают предателей России как мясо
Шольц ждет правильного момента для переговоров с Путиным
МОК призвал правительства и спортсменов отказаться от участия в Играх дружбы
ВС РФ уничтожили пункт дислокации украинских диверсантов у границ Курской области
В Тулуне задержали вице-мэра по подозрению в мошенничестве
50-летняя Хайди Клум снялась в топе-бюстгальтере из меха
В России выпустят замену игре God of War
Российские военные не позволили беспилотнику ВСУ атаковать Белгородскую область
Леонид Ярмольник рассказал, какого кино не хватает в России после ухода Быкова
В ЕС планируют изымать 10% доходов от замороженных активов РФ в пользу Украины
Клава Кока показала фигуру в полностью прозрачном платье
Названа потенциальная сенсация в чемпионате России
Шеф Пентагона заявил, что США не допустят краха Украины
Все новости