«Ясени» создавались для замены советских многоцелевых лодок «Щука-Б» и «Антей», которые сейчас остаются основой подводных сил России (погибший «Курск» был построен как раз по проекту «Антей»).
В отличие от стратегических подводных лодок с ядерными ракетами на борту, несущими угрозу городам и наземным базам противника, многоцелевые АПЛ оснащаются торпедами и противокорабельными ракетами и предназначены в первую очередь для защиты «стратегов» и атаки авианосных групп.
Однако с появлением универсальных крылатых ракет, таких как «Калибр» и «Циркон», предназначение многоцелевых лодок изменилось — сейчас они могут поражать и любые наземные цели.
Например, в марте 2020 года две подводные лодки обстреляли «Калибрами» позиции боевиков ИГИЛ (организация запрещена в России) в Сирии.
По данным разработчика — санкт-петербургского КБ «Малахит», — «Ясени» отличаются от предшественников малой шумностью и универсальностью, в частности могут использовать все ракеты, имеющиеся на вооружении ВМФ России. Кроме того, у «Ясеня-М» очень маленький для такой лодки экипаж — 64 человека.
Контр-адмирал Владимир Захаров пояснил «Газете.Ru», что «Ясени» появились, во многом, благодаря «Борею» — стратегической АПЛ, вооруженной ядерными ракетами «Булава».
«Сначала начали строить стратегические «Бореи». Потом возникло понимание того, что нужны новые лодки охранения, которые, в том числе, выполняли бы функции охранения самих «Бореев». И этих этих лодок будет восемь, не считая головного корабля — столько же, сколько будет и «Бореев», потому что одни лодки без других оставлять нельзя — обновляя стратегические лодки, нужно обновлять и лодки охранения», — пояснил Захаров.
При этом он отметил, что появление этих двух проектов избавит ВМФ России от слишком большого количество разных типов подводных лодок.
«От этого нужно было рано или поздно уходить, потому что это создавало очень большие неудобства для самого флота. Например, в рамках одного проекта лодки могли оснащать разным оборудованием, разными ракетами. А это серьезно усложняло обслуживание — все это как минимум нужно было посчитать», — пояснил Захаров.
Кроме того, «Ясень» использует универсальные пусковые установки, созданные для разных проектов подводных и надводных кораблей и для различных ракет.
«Мы перешли на новый принцип создания ударного оружия, когда одни и те же пусковые установки используются для разных ракет и на разных типах кораблей — и подводных, и надводных. И благодаря этому как минимум в ближайшие 10 лет новые ракеты, в том числе гиперзвуковые, промышленность будет разрабатывать уже в габаритах этих пусковых установок», — добавил контр-адмирал.
При этом он отметил, что одинаковые габариты ракет не облегчат противнику противодействие в случае войны.
«Во-первых, для одних и тех же ракет используются разные боеголовки. Во вторых, есть разные режимы работы — в мирное время и во время учений это одни параметры, а на случай войны совсем другие», — пояснил Захаров.
Кроме того, по словам контр-адмирала, в подводной войне главную роль играет акустический образ подводной лодки, который гидроакустики специально изучают и «выслушивают» в походе.
«Лодки под водой не видно, только слышно. И у каждого типа лодок свой шум винтов. Мы их записываем, изучаем, сравниваем, потому что только по этому рисунку можно понять, что это за лодка, пока она не всплывет. Опытный акустик сразу распознает тип лодки, которую слышит. Поэтому, когда мы проводим учения и собираем в одном месте лодки разных типов, мы облегчаем противнику задачу по их обнаружению», — пояснил адмирал.
По его словам, сейчас на флоте достаточное количество различных типов лодок, чтобы осложнить их идентификацию, однако нет избыточной разнотипицы, которая мешала бы их использовать и обслуживать.
«Такого многообразия типов, как в советское время, сейчас нет, но есть атомные, есть дизельные, сейчас разрабатывают новые неатомные типы на воздухонезависимых энергетических установках. Так что сказать, что все лодки у нас теперь будут одинаковыми нельзя», — отметил Захаров.