Новый Лесной кодекс и введение заградительных экспортных пошлин на кругляк сами по себе не наведут порядок в лесном хозяйстве, с удивлением обнаружили министры — в четверг они собрались на заседание, чтобы обсудить ход реформы в отрасли. Серьезных улучшений в отрасли пока не видно, признал премьер Михаил Фрадков.
Положительные сдвиги есть, попытался убедить коллег выступавший с докладом глава Министерства природных ресурсов Юрий Трутнев. «Сегодня предложение сырья на треть перекрывает потребности заготовительных предприятий. По сравнению с 2004 годом на 12% увеличились объемы лесовосстановления. Выросла доля участков лесного фонда, находящегося в долгосрочной аренде, — рапортовал он. — Доходы от использования лесов в 2006 году составили 35 млрд рублей, это на 46% больше, чем в 2004-м».
Впрочем, и Трутнев согласился, что этого недостаточно. «Лес может приносить экономике России гораздо большую пользу», — признал он.
Главная проблема — недостаток перерабатывающих мощностей. Как оказалось, повышение экспортных пошлин на лес-кругляк не стимулировало их развитие.
«Если мы к 2009–2010 годам не создадим нормальные привлекательные условия для инвесторов, то у нас не поднимется уровень деревообработки и, соответственно, наши лесозаготовители окажутся в глубочайшем кризисе. Еще хуже, чем сейчас, потому что наступит тромб и некуда будет вывозить эту древесину, поскольку мощностей не хватит для переработки», — заявил первый вице-премьер Сергей Иванов.
Новый Лесной кодекс, который должен был навести порядок в пользовании угодьями, пока что тоже лишь добавил проблем. Согласно ему, регионы до 1 января 2008 года должны установить границы лесничеств, разработать планы и регламенты, провести межевания и кадастровый учет участков и переоформить договоры аренды лесного фонда.
«Но в России сегодня нет организаций, способных в данные сроки осуществить эту работу», — сообщил Трутнев. В итоге через полгода отрасль будет просто парализована.
«Если не будут переоформлены договоры аренды, нельзя будет проводить лесозаготовки. А договоры аренды нельзя провести, если нет лесного плана у субъекта и нет лесохозяйственного регламента», — пояснил министр, предложив перенести сроки переоформления договоров на 1 января 2009 года.
Но лишний год мало что даст: не хватает не только времени, но и денег. Для завершения всех работ «переходного периода» нужно еще 8,9 млрд рулей. «Минфин первоначально поддерживал выделение этих средств. Однако сейчас принятие этого вопроса остановилось, — пожаловался Трутнев и, как бы оправдываясь, обратился к Кудрину. — Это не деньги для текущего проедания. Это инвестиции в улучшение работы лесного сектора самой лесной страны в мире. Бесплатно мы ничего не улучшим».
«Ваш доклад посвящен тому, что вам нужно выделить 8,9 млрд рублей», — язвительно подытожил министр финансов Алексей Кудрин. И тут же встал на защиту бюджетных средств, выразив предположение, что такую сумму Минприроды все равно не освоит. «Он не был посвящен только 8,9 млрд рублей, я немножко о других вопросах тоже говорил, — обиделся Трутнев. — Мы продолжаем консультации с Минфином уже месяца два-три. Если мы еще проконсультируемся месяца три-четыре, то совершенно очевидно, мой ответ на ваш вопрос будет: «Да, конечно, не успеем освоить». Но Кудрин не сдавался, напомнив о том, что МЭРТ и Минприроды писали, что введение Лесного кодекса не потребует дополнительных средств. «Могу продемонстрировать с полдюжины писем, где говорилось о необходимости финансирования этих расходов», — парировал Трутнев. Лесной кодекс действительно не требует дополнительных средств, они нужны были бы в любом случае, поддержал его глава МЭРТ Герман Греф.
Препирательство министров грозило затянуться надолго, но его пресек Михаил Фрадков. «Я думаю, что у всех складывается такое ощущение неудовлетворенности, — примирительно заявил он и грустно подытожил. — Тема простая, но требует работы».